Под эгидой козьей морды - 9
(страшный лик мудрости; окончание)
(Не превращая все это в диссертацию, опустим трактовку дальнейших связанных с Афиной знаковых событий.)
Почему же взгляд на Афину превращает в камень? Почему взыскующий мудрости видит прежде и вместо нее леденящий взгляд медузы?
Да, согласится мудрейший царь Соломон: "В многой мудрости много печали".
Но печаль еще не превращает в камень?
1. Выходя за пределы мелких житейских забот и треволнений, мыслитель видит ужасающую картину бытия, неизбежно оканчивающегося скорой смертью. Где природная жизнь основана на непрерывной насильственной смерти, где все что живет только и делает, что ест друг друга, и само, в свою очередь, неизбежно оказывается в чьих-то клыках и когтях.
Когда все земные свершения, вся честь и слава, неизбежно и скоро, лишь чуть булькая, погружается в воды Леты, исчезает из людской памяти и остается лишь уделом горстки равнодушных историков.
Когда и само человечество - краткий миг в истории Земли, которая и сама-то - неразличимая точка на окраине галактики, одной из миллионов и миллиардов других бескрайних галактик ...
Померанц мучительными месяцами решал эту проблему: если есть бесконечность, то не только жизнь человека есть совершеннейшее ничто.
Перед лицом вечности абсолютно безразлична, не только его жизнь и судьба, - но и нравственность или безнравственность его выборов и проживаемой им жизни!
==+++===
2. Ледяной взгляд окруженной злобными змеями сомнений вечности и полное отсутствие Смысла - одна сторона, взгляд одного страшного глаза Медузы.
Другая, другой глаз - при погружении в себя, видишь, что все змеи зла на ее голове гнездятся в твоем собственном сердце!
Поэтому, а не от избытка смирения, христианские подвижники древности - от Антония Великого до Силуана Афонского , так горестно восклицают: "Все спасутся. Только мне гореть в аду!"
Погружаясь еще глубже, видишь распад на элементы собственного я, того, что прежде так наивно принималось за личность, что хотелось очистить, усовершенствовать. Того, на чье спасение, на решительный и окончательный прорыв к свету и истине он так надеялся.
"Я" оказывается довольно механичным агрегатом наследственности, воспитания, отпечатком внешних воздействий, обработанных весьма рутинными инструментами ума.
Ужас зияющей пустоты вместо привычной личности, полное отсутствие чего-то внутри луковицы, по мере проникновения вглубь ее внешних слоев,... - трудно понять тому, кто не отважился на такое бескомпромиссное исследование в поисках окончательной истины.
===+++===
Есть ли свет в конце туннеля?
Откроется ли наконец лик Богини за страшным ликом медузы на ее щите?
Есть ли награда за геройский подвиг искателя Истины?
Не есть ли все это "дьяволов водевиль"?
Это узнает только решившийся сделать последний шаг.
Не важно, что написано. Важно - как понято.