Re: Отравленные скепсисом
Что означают наши сны, когда нам снятся наши умершие?
В житиях святых описаны некоторые случаи явления во снах умерших. Эти случаи узнаются по плоду таких снов. Господь подобными сновидениями показывает живым, что Церковь земная и Небесная – едины, что мы участвуем в жизни друг друга.
Случаи явления умерших во снах, имеют на себе печать чудесного Откровения, и поэтому никогда не касаются каких-то бытовых проблем, обычных человеческих отношений или любопытных сведений. Такие явления никогда не противоречат Священному Писанию, догматам и духовному опыту Церкви. Кроме того, такие явления никогда не дублируют те сведения, которыми Церковь и так владеет. Зачем посылать умерших во снах, с приказом живым молиться о них, если Церковь и так велит это делать? Или зачем учить людей тайнам жизни после смерти во сне, если Церковь излагает это учение достаточно ясно? Разве могут умершие доказать существование жизни после смерти людям, которые не верят Богу?
Поэтому издревле существует церковное правило – никогда не доверять снам и сонным видениям. Иоанн Златоуст говорит, что такими видениями чаще всего пользуются демоны. Так же и Иоанн Лествичник ясно указывает на демоническое происхождение явление «святых» во снах.
Случаи же истинного явления святых настолько редки, что за два тысячелетия существования Церкви они были единичны и всегда внимательно исследовались опытными духовниками. Легкость в принятии сонных видений за истину – признак духовной незрелости. Такие люди находятся в большой опасности.
Люди в жизни после смерти не имеют свободы перемещаться из одного места в другое. Особенно те, кто оказался в аду. Люди из рая, то есть святые, не преступают воли Господа, и поэтому им нет необходимости прийти во сне, чтобы рассказать какую-то смутную ахинею или продублировать Священное Писание. Златоуст говорит, что это было бы с их стороны в высшей степени нескромно – считать свои слова более важными и достойными веры, чем Евангелие.
Но есть особая связь между живыми и умершими. Даже после смерти мы остаемся единым целым. Поэтому мы способны воспринимать настроение один другого. Когда наш умерший ближний сорбит, то иногда некоторая тревога появляется в нас. Эта тревога часто воплощается в образ во время сна. Есть еще и обычная психологическая работа, когда наш ум, рассуждая во сне, дорисовывает в своих мыслях образ кого-то из наших ближних. Но доверять подобным видениям опасно. Хотя психиатры много могут узнать о психологической жизни человека по его снам, доверять снам вредно. Сны – это область фантазии и воображения, а поэтому сны – это всегда область, в которой демоны действуют беспредельно. Увлекаясь психологическими играми, символами и анализом мы можем незаметно для себя погрузиться в область магического мышления и повредить свою душу.
Итак, давайте, пока продолжается время земной жизни, будем упорно бороться со страстями, чтобы они после смерти не стали нашими мучителями. Давайте постараемся узнавать из учения Церкви те средства, которыми мы смогли бы облегчить нашим ближним жизнь, которая начинается после смерти. Потому что действует заповедь: «как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Как мы сейчас утешает скорби наших ближних, так и однажды наши скорби будут утешены другими людьми.
Хотелось бы добавить: в первые три дня человек проходит сквозь мытарства, где он познает себя пред лицом страстей.
С 3 по 9-й день он "обозревает красоты рая" - то есть происходит самопознание пред лицом добродетели.
(Britney Spears)