151

Re: 1 Интеграция, Анализ и поиски синтеза. Подходы к Розе Мира.

Угрюмые от того что фильтруются особо немощные, от этого так выглядит христианство. А так, постоянно прет радость и счастье. Постоянное ощущение присутствия Святого Духа. Как бы подключен к естественной природе своей души, запитан. Приходится даже контролировать, что бы не улыбаться постоянно как дурачёк, привлекая внимание окружающих. sad

У многих на шее крестик, а в душе — нолик…

152

Re: 1 Интеграция, Анализ и поиски синтеза. Подходы к Розе Мира.

христианин пишет:

. А так, постоянно прет радость и счастье. Постоянное ощущение присутствия Святого Духа.

Прикольно¡!! Так вот как оказывается святой дух прёт то......
Теперь буду знать. Отныне заходя в церковь и встречая укоризненно взгляд местных старушек,типа
" Куда прешь по помытому" или " ишь разнарядился как попугай",
Буду иметь ввиду что это святой дух их так прёт.

" Не перевелись богатыри на Руси" ,а вот идиотов заметно прибавилось.( Цитата из собственных мыслей).

153

Re: 1 Интеграция, Анализ и поиски синтеза. Подходы к Розе Мира.

Итого:
http://sg.uploads.ru/t/1DHMb.jpg

Не важно, что написано. Важно - как понято.

154

Re: 1 Интеграция, Анализ и поиски синтеза. Подходы к Розе Мира.

Создание утверждения и образа

Создайте свое утверждение и образ
Создайте свое утверждение и образ, основываясь на вашем видении или на примере типичного утверждения, который описывает ваше видение. Удостоверьтесь, что ваше утверждение обладает всеми этими характеристиками.
Утверждение должно:
•    быть написано,
•    быть сформулировано позитивно,
•    быть кратким,
•    быть конкретным,
•    быть притягательным для вас,
•    быть сформулировано так, как будто оно уже существует,
•    включать в себя вас,
•    быть на рубеже роста.
Образ должен:
•    вызывать чувства,
•    использовать один образ,
•    включать в себя вас,
•    быть буквальным или метафоричным,
•    быть физически обыгран.

Ведущий проводит расслабление спокойным ровным голосом, в медленном темпе, чтобы у погружаемого было достаточно времени на расслабление и визуализацию.

Процесс расслабления - «Золотая жидкость»

«Вдохни несколько раз глубоко, и если ты чувствуешь где-нибудь в своем теле напряжение, выведи его вместе с выдохом из своего тела.
Почувствуй, как тебя держит земля. Представь себе комнату, в которой ты себя уютно чувствуешь. Убедись, что в этой комнате все по твоему вкусу. Найди место, где ты можешь лечь. Лежа взгляни на свои ноги и представь, что через пальцы твоих ног в твое тело втекает Золотая жидкость. И эта жидкость, куда бы она ни попадала, приносит прекрасное чувство расслабления и оставляет ощущение исцеления. Заметь, как Золотая жидкость постепенно проникает в твои ступни, через щиколотки дальше — в голень и колени. Она течет дальше, через колени в бедра. Почувствуй, как они при этом расслабляются. Разреши Золотой жидкости проникнуть в область таза и заполнить все внутренние органы. Почувствуй, как Золотая жидкость и здесь оставляет волны приятного ощущения лечащих энергий. Она проникает дальше в органы твоего живота, обволакивает и наполняет их. Позволь Золотой жидкости через диафрагму заполнить твою грудную клетку.
Вдохни глубоко, так, чтобы твоя грудь смогла полностью наполниться этой жидкостью. Она доходит до твоего сердца, ополаскивает его, ус¬покаивает, и сердцебиение становится тише. Твое сердце бьется ровно и спокойно. Золотая жидкость течет дальше в твои плечи. Почувствуй, как они расслабляются... Она проникает дальше в руки, наполняя их, расслабляет локти, запястья и кисти рук вплоть до кончиков пальцев.
Золотая жидкость поднимается выше, в затылок, заполняя заднюю часть головы, она течет дальше, ко лбу, и ты чувствуешь, как он расслабляется и выравнивается. Она омывает глаза, расслабляет их и вливается медленно и спокойно в твои щеки, в верхнюю и нижнюю челюсти, в подбородок и расслабляет их...
И теперь, когда ты наполнен Золотой жидкостью, ты знаешь, что ты защищен и охраняем и что с тобой ничего не может случиться... и что ты и только ты в любое время можешь вернуться в свое тело. И попроси сейчас твоих духовных вождей и учителей, а также твое высшее сознание, твое «высшее Я» быть партнером и помощником в этом процессе».
Погружаемый может попросить сопровождать его высшие силы, ангела-хранителя, божества, покровительствующие ему.
Дальнейший успех погружения во многом зависит от степени релаксации, и если она недостаточна или погружаемый не может расслабить какие-то участки тела, то лучше еще раз провести релаксацию с начала до конца или повторить ее отдельные фрагменты для соответствующих частей тела. Если это не помогает, можно применить какую-нибудь телесно-ориентированную технику расслабления или провести с погружаемым несколько сеансов холотропного дыхания, ребефинга для снятия чрезмерного внутреннего напряжения.

Процедура проведения

Вопросы, задаваемые ведущим, должны иметь широкое поле ответа, не подразумевая ответ в форме «да —нет». Ниже приводится один из вариантов та¬кого диалога.
—  Представь себе дверь в комнате, где ты лежишь...
—  Рассмотри эту дверь... Какая она ?.. Из чего сделана ?..Опишите...
—   —Встань и подойди к этой двери... Рассмотри ручку двери... Посмотри, как открывается дверь...
—  Открой дверь и войди в нее...
—  Теперь ты находишься на прохладном воздухе... Тебя окружает разноцветный туман...
—  Через туман идет едва заметная дорожка... Пойди по ней...
—  Теперь впереди себя ты видишь мостик, а в конце мостика площадку...
—  Подойди к мостику... Осмотрись...
—  А теперь перейди через мостик и остановись на площадке...
—   Сейчас ты стоишь на площадке...
—  Повтори вслух тему жизни, в которую ты хочешь попасть...
—  А теперь через туннель ты попадаешь в зеленую комнату, в то место, где ты планировал свою жизнь...
—  Осмотрись... Посмотри и почувствуй, как ты планировал свою жизнь?..
—  Для чего ты выбрал эту жизнь?.. Какой хотел приобрести опыт?..
—  Выполнилось ли в этой жизни твое желание?.. Полностью или частично?.. Что выполнилось, а что осталось?..
—   Присутствует ли в зеленой комнате еще кто-нибудь?..—   Знаком ли он (они) тебе?.. Кто это?..
—  Планировал ли ты свою жизнь один или вы это делали вместе?..
—  Чему ты хотел научить других?.. Что ты хотел им дать?..
—  Что хотел получить от других?.. Чему научиться?..
—  Выполнилось ли это ?..
—  А теперь ты нынешний (в настоящей жизни) посмотри в лицо себе же в прошлой жизни... Разреши себе поговорить с тем человеком... Разреши ему сказать тебе что-то важное о твоей нынешней жизни...
—  Если у тебя есть сомнения, спроси его еще раз...
—  Попробуй простить себя и его за тот выбор, который вы сделали...
—   Если ты дал себе обещания, то сейчас ты можешь освободиться от них... сказав: «Я освобождаю себя от...»
—  Теперь ты можешь сделать новый выбор...
—  А теперь отпустите друг друга... Поблагодарите друг друга...
—  Ты можешь попросить «высшее Я» поддержать новый выбор...
—  А теперь возвратись в комнату, в которой ты лежал...
—  Возвратись в свое тело... Ощути его...
—  Медленно, не торопясь, когда тебе захочется, можно повернуться на бок, а потом медленно сесть...

КОНТИНУУМ

Когда мы оживляем себя изнутри, наше динамическое выражение себя в мире вырастает. Это знаменательное колебание между внутренним и внешним, элегантное движение от клетки к действию, этот поток жизни, стремящийся к новым творческим способам выражения, и есть континуум.

Занятия континуумом обеспечивают то содержание нашего сознания, в котором наша чувствительность к движению максимальна на всех уровнях: в дыхании, движении тканей, всего тела и его частей, в эмоциях, в интеллектуальном и художественном творчестве, в любви, во взаимоотношениях с партнером
Дыхание. Все человеческие движения начинаются со вдоха и выдоха. Когда дыхание становится более гибким, оно может проникать в сердцевину костей, течение жидкости внутри глаз и тонкое подрагивание кожи.Звук. Когда дыхание становится слышимым, мы называем его звуком. Когда звук и тело объединяются, они формируют союз, в котором тело может двигаться в соответствии со сложными интонациями звуковой волны. Чем утонченнее движение, тем больше сфера его применения.

Движение.
Внимание отводится от общепринятых привычных движений. Движения включают в себя сложные структуры и ритмы, в том числе и волнообразные движения, которые отражают то, что наше тело в основном состоит из воды. Волновое движение является фундаментальным для всех форм жизни. Когда человек руководствуется этим постоянным присутствием волн, жизнь разворачивается сама по себе, проявляя при этом удивительную спонтанность и внутреннюю гармонию.

Подготовка к процессу
Инструктаж
«Тот процесс, который мы с вами сейчас пройдем, является соединением дыхания, музыки и движения тела. Входить в процесс мы будем из «позы эмбриона». Как только вы примете эту позу, начните связное дыхание, медленное и глубокое. Ждите. Не делайте никаких движений. Ждите импульс к движению, и когда движение возникнет, позвольте ему просто быть. Не думайте о том, как вы двигаетесь, красиво или некрасиво, обычно или необычно. Ничего не анализируйте. Просто будьте в том, что происходит, и ни во что не добавляйте намерения, ничего не делайте, не вносите вашу волю в действие, в анализ, оценку, эмоцию. Наблюдайте за живым потоком движений вашего тела. Дышите, дышите связно и позвольте существовать вашему телу в своем внутреннем ритме. Если ничего не происходит, — ждите импульс и позвольте вашему дыханию быть более интенсивным. Если та поза, в которой вы очутились, вам кажется неудобной, не меняйте ее сами.
Ваше тело на миллионы лет старше вашего сознания и оно найдет путь к изменению.
Как только вы почувствуете, что процесс ваш закончился, полежите еще 5—10 минут в полном безмолвии и потом выходите из зала. И постарайтесь никому не помешать звуком, движением, прикосновением».

ТЕХНИКИ РАБОТЫ В ОБРАЗНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Упражнение 1

Сосредоточьте внимание на правой стороне своего тела. Почувствуйте правую пятку, полностью правую ногу, правую ягодицу, правую сторону низа живота, всего живота, грудной клетки, правое плечо, правую руку, правую половину шеи, головы. Почувствуйте всю правую сторону вашего тела как единое пространство.
А сейчас представьте, как это пространство наполняется белым-белым туманом, как русло реки на рассвете. Плотнее... еще плотнее...
Почувствуйте, что в этом тумане есть какое-то животное. Оно издает какие-то звуки, в тумане есть какое-то движение, почувствуйте присутствие.
Туман постепенно рассеивается, и вы начинаете видеть это животное.
Кто это?
Сколько лет этому животному? Старое оно или молодое?
Сильное оно или слабое? Больное или здоровое?Как оно себя чувствует?
Каков характер этого животного?
Умное оно или глупое? Хитрое или бесхитростное? Доброе оно или злое?
Как оно к вам относится: с любопытством, с боязнью, с любовью или ненавистью, с равнодушием?
Как вы относитесь к этому животному?
Попробуйте познакомиться ближе с вашим животным, приласкайте его, подружитесь с ним.
А сейчас попробуйте распрощаться с вашим животным и пообещайте ему скорую встречу.
Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов, почувствуйте себя «здесь и сейчас» и, когда будете готовы, откройте глаза.
После визуализации сделайте проговор с использованием тех вопросов, которые мы привели в тексте визуализации.

Упражнение 2
Упражнение-визуализация проводится в той же последовательности, что и первое, но при этом внимание акцентируется на левой стороне тела.
После второй визуализации делается аналогичный проговор.

Упражнение 3

Закройте глаза и позвольте своему телу расслабиться. Дышите связно, медленно и глубоко. И с каждым выдохом расслабляйтесь еще глубже... Еще глубже... Еще глубже...
А сейчас сосредоточьте ваше внимание на обоих животных. Пригласите их в поле вашего осознания одновременно.
Вот ваше животное справа...
Вот ваше животное слева...
Попробуйте качество того пространства, которое разделяет вашу левую и правую стороны. Что оно собой представляет?
Может быть, ваши левая и правая стороны ничем не разделены и каждое животное может свободно продвигаться на другую сторону?
Может быть, есть четкая граница? Где она проходит в теле?
Из чего сделана эта граница? Что она собой представляет?
А сейчас направьте ваше внимание на животных и позвольте им приблизиться друг к другу. Легко ли им это дается?
Как они относятся друг к другу?
Позвольте им поиграть вместе и найдите место, где они смогут это сделать.
Как им играется?
Кто пассивнее?Кто активнее?
Как насчет власти? Кто кому подчиняется?
Комфортно ли им играть вместе?
А сейчас позвольте им расположиться на том расстоянии друг от друга, которое дает им чувство комфорта и безопасности.
Попрощайтесь с вашими животными. Пообещайте им скорую встречу.
Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов, почувствуйте себя «здесь и сейчас» и откройте глаза.
Прежде чем работать в рамках этих техник с клиентами, советую поработать «со своими зверями» хотя бы в течение шести-семи месяцев.

У большинства людей, находящихся в состоянии расслабления с закрытыми глазами, возникают зрительные образы, которые с течением времени становятся все более связанными и динамичными. Была обнаружена тесная связь между состоянием психики человека и возникающими у него образами. Эта взаимосвязь была названа аутосимволизмом — способностью бессознательного представлять себя в виде зрительных образов. Возник целый ряд методов направленного воображения, использующих аутосимволизм: активное воображение К. Г. Юнга, направленное фантазирование Р. Дезолье, символдрама X. Лейнера и другие. В них осуществляется взаимодействие с образами для решения психологических проблем.
Многие психологи и психотерапевты предлагают клиентам представлять образы «животных силы» и «духов-учителей».
Доктор психологии Д. в своей диссертации «Звери силы, ментальные образы и самореализация» статистически доказал, что люди, активно использующие образы животных в своем воображении, достигают большей самореализации и психического здоровья, чем другие.

Не важно, что написано. Важно - как понято.

155

Re: 1 Интеграция, Анализ и поиски синтеза. Подходы к Розе Мира.

Путешествие в Нижние Миры

Итак, теперь вы готовы осуществить свой первый практический опыт шаманства. Это будет простое путешествие с целью разведки: вы спуститесь по Туннелю, ведущему в Преисподний Мир. Ваша единственная задача — пройти по Туннелю от начала до конца, посмотреть, если удастся, что лежит за ним, и возвратиться назад. Прежде чем начать, внимательнейшим образом изучите нижеследующую инструкцию.
Для проведения опыта вам понадобится барабан (или магнитофонная запись барабанного боя шамана.
Найдите темное, уединенное помещение. ложитесь поудобнее на пол, но не кладите под голову подушку. Сделайте несколько глубоких вдохов. Расслабьте руки и ноги. В течение нескольких минут спокойно лежите и обдумывайте то, что вам предстоит выполнить. Потом закройте глаза и прикройте их рукой, чтобы до них не доходил никакой свет.
Теперь зрительно представьте себе какое-нибудь отверстие, ведущее под землю, которое вы помните из прошлого. Неважно, когда вы его видели: в детстве, на прошлой неделе или даже в тот же день. Неважно и то, что оно собой представляет: это может быть норка, вырытая каким-нибудь зверьком, пещера, дуплистый пень, родник или даже болото. Более того, оно может быть и искусственного происхождения. Важно только, чтобы оно было вам удобно и чтобы вы могли его себе зрительно представить. В течение одной-двух минут смотрите на это отверстие, внимательно отмечая все подробности.
Теперь велите помощнику начинать бить в барабан в энергичном, монотонном, быстром и постоянном ритме. Сила ударов и промежутки между ними должны быть примерно одинаковые. Как правило, темп, необходимый для путешествия, составляет 205 — 220 ударов в минуту. На все путешествие отведите минут десять.

Когда начнется барабанный бой, мысленно представьте себе уже знакомое вам отверстие, ведущее под землю, войдите в него и отправляйтесь в путешествие. Спуститесь в отверстие и войдите в Туннель. Сначала вам может показаться, что там тускло и темно. Обычно Туннель уходит под землю под некоторым углом, но бывает, что он круто обрывается вниз. Иногда он представляется ребристым; часто он идет не прямо, а поворачивает в сторону. Порой человек проходит сквозь Туннель так быстро, что даже не видит его. Может случиться, что, двигаясь по Туннелю, вы наткнетесь на каменную стену или какое-нибудь другое препятствие. В этом случае попросту обойдите его или проберитесь сквозь имеющуюся в нем щель. Если у вас ничего не выйдет, вернитесь на прежнее место и попробуйте снова. Но что бы ни было, не следует чрезмерно напрягаться во время путешествия. Если вы будете делать все правильно, оно пройдет сравнительно легко. Окажется ли ваше путешествие успешным, сможете ли вы видеть — все это за-висит от того, как вы воспринимаете границу между чрезмерными усилиями и недостаточными усилиями.                                         

В конце Туннеля вы выйдете наружу. Внимательно осмотрите открывшуюся перед вами местность, походите вокруг, стараясь запомнить подробности. Путешествуйте и наблюдайте до тех пор, пока не раздастся сигнал к возвращению. Затем отправляйтесь назад сквозь Туннель тем же путем, что и пришли. Ни в коем случае не берите ничего с собой — это только разведка.
Оказавшись наверху, сядьте и откройте глаза. Не расстраивайтесь, если у вас с первого раза ничего не получилось. Попробуйте снова, убыстряя или замедляя барабанный ритм.
Закончив опыт, опишите все, что увидели, — это нужно для того, чтобы не забыть подробности путешествия. Можно записать свои впечатления на магнитофон.Вспоминая эти подробности, вы делаете первый шаг в накоплении знаний, которые вам дадут эти путешествия.
Второй вариант путешествия выполняется аналогично, но до его начала проводится пятиминутный интенсивный дыхательный процесс. После этого звучит гонг и ведущий говорит «Стоп». Путешествие начинается с задержки дыхания.
Опыт показывает, что во втором варианте путешествие проходит более увлекательно и содержательно.

Путешествие за Силой Животного

Идентификация себя с животным означает включение подсознания и иногда — подобно погружению в первобытные воды — омоложение путем прикосновения к источнику жизни.

Процедура проведения
Закройте глаза и почувствуйте свое тело. Расслабьтесь... Расслабьтесь еще глубже... Начните глубокое и связное дыхание (5 — 7 минут)... А сейчас начните исследование вашего внутреннего пространства. Почувствуйте самые сильные, самые явные ощущения в вашем теле: как ваши ступни соприкасаются с полом .. кожа соприкасается с одеждой, как вы дышите...
Почувствуйте не слишком явные ощущения: напряжения в теле, температурные ощущения, тяжесть, легкость...
Ваше тело — как громадный космос, и явные ощущения — яркие планеты и крупные звезды. И в этом космосе есть звезды средней величины — это ощущения, которые не так явны.
Дышите...
Попробуйте прямо сейчас найти в теле ощущения, которые похожи на метеоритную пыль: вот они возникли и уже исчезли. Зыбкие, мимолетные ощущения, которые вдруг возникают из ничего и туда же возвращаются. Ощущения на грани формы и бесформенного...
Почувствуйте прямо сейчас, что луч вашего осознания высвечивает не все пространство вашего тела. В этом пространстве есть целые области пустоты, темноты, неосознанности...
Найдите самую большую область «Ничто» в вашем теле и направьте туда все ваше внимание. Ждите...
Почувствуйте, что в этой пустоте есть какое-то живое существо. Оно дышит, издает какие-то звуки. Настройте ваше дыхание на ритм его дыхания. Все животные в мире дышат связно. Начните дышать, как дышит это животное.
Попробуйте увидеть это животное. Попробуйте почувствовать это животное. Войдите в это животное полностью, тотально. Почувствуйте свои мускулы его мускулами. Почувствуйте его движения своими движениями.
Будьте этим животным. Встаньте, как стоит это животное. Начните двигаться, как двигается это животное.
Дайте голос своему животному.
Позвольте ему полностью проявиться.
Дышите, двигайтесь, войдите в его характер, будьте этим животным.
Почувствуйте силу этого животного в своем теле...
Примите силу этого животного.
Сделайте несколько глубоких, медленных вдохов и выдохов. Почувствуйте себя «здесь и сейчас».
Ложитесь. Отдыхайте.
Дышите медленно и поверхностно. Попробуйте принять и осознать тот опыт, который вы только что получили...

«Танец Птицы»

любое крылатое существо символизирует одухотворенность. птица благодетельна по своей природе, олицетворяет духов или ангелов, сверхъестественную поддержку, мысль и полет фантазии.
Птицы, как и ангелы, являются символами мысли, воображения, быстроты духовных процессов и связей. Они относятся к воздушному элементу и, как отмечено в связи с орлом, обозначают высоту вообще, следовательно, и «высоту духа».
И как крепко ни стояли бы на почве материализма, нет-нет, да и присоединимся к полету птицы, поскольку каждый из нас инстинктивно чувствует, что дух наш парит и полет связан с идеей света и пространства.

Настройка
Закройте глаза и расслабьте свое тело. Начните дышать связно, медленно, глубоко. Вспомните то обстоятельство в вашей жизни, когда вы были удивлены и восторгались полетом птицы. Сколько вам было лет? Какие чувства вызвало у вас зрелище полета? Велико ли было ваше желание присоединиться к полету?
Посмотрите на вашу птицу. Посмотрите, как она парит. Попробуйте увидеть местность, где это происходит. Попробуйте представить, в каком месте более всего любит летать ваша птица. Над лесами или в чаще лесов, над озером, морем или полями. На берегу моря или над горами...

Упражнение
А сейчас почувствуйте свое тело как тело птицы. Очень медленно поднимите руки и почувствуйте крылья. Почувствуйте ваши ноги как ноги птицы, грудную клетку как киль, вытяните шею и посмотрите на мир глазами вашей птицы... Вы уже готовы к полету. Почувствуйте напряжение в теле перед тем, как взлететь в небеса. Позвольте этому напряжению перейти в движение. Взмахните крыльями и позвольте начать танец птицы, полет и парение. Позвольте себе быть птицей и совершить полет птицы...
Упражнение длится около 20 — 25 мин.
К концу упражнения музыка постепенно становится тише и доводится до качества минимального фона, на пороге слышимости.
Упражнение заканчивается.

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВ ЖИВОТНЫХ КАК МЕТОД РАБОТЫ С ЧАКРАМИ

Проведение визуализации
Лягте поудобнее на спину, не забывая про пять элементов Свободного Дыхания. Закройте глаза, полностью расслабьтесь и начните связное дыхание. После появления первых ощущений обратите свой внутренний взор на каждую из ваших чакр (энергетических центров вашего тела) снизу вверх, задерживаясь на какое-то время в каждой чакре. Попробуйте увидеть того зверя, который живет в каждой чакре. Это могут быть самые экзотические звери и даже звери, живущие не на нашей планете. Может быть, в каждой из ваших чакр живет не по одному зверю. Не путайтесь появления ваших зверей, их вида или поведения. Поймите, что поведение ваших зверей — лишь проекция ваших внутренних проблем. Каждой чакре соответствует и свой цвет. Все это дает вам возможность самим решать многие из ваших внутренних проблем, блоков, зажимов, о которых вы можете даже не подозревать. Для этого не нужно прилагать чрезмерных усилий, а достаточно сопоставить цвет и предназначение каждой чакры с видом и поведением того зверя или зверей, которые в ней живут. Если зверь чем-то обеспокоен, вы можете мысленно спросить у него, что его беспокоит, и получить ответ (совсем не обязательно вербальный), а значит, будете знать, как или чем помочь вашему зверю и самому себе.

Не расстраивайтесь, если в какой-то из чакр вы не найдете зверя. Это не значит, что его там нет, просто вы не готовы встретиться с ним, либо его что-то беспокоит. Со временем все встанет на свои места.
После того, как вы увидели всех (или часть) своих зверей, попробуйте мысленно представить себе место, где вам и вашим зверям будет максимально комфортно (это может быть лужайка в лесу, освещенная солнцем, берег реки, озера или моря, это может быть высокая суровая гора, покрытая снегами). Используйте все свое воображение, не жалейте цветов и красок для украшения этого места. Соберите своих зверей вместе, поговорите с ними, выясните, какие у каждого из них трудности, и попробуйте найти компромиссный вариант или несколько вариантов.
Пообщавшись со зверями, приласкайте каждого из них, погладьте, найдите для каждого ласковое слово, пообещайте им скорую встречу с вами и попрощайтесь. Завершив эту медитацию, не открывая глаз и не выходя из того состояния, в котором вы оказались, начинайте непосредственно процесс Свободного Дыхания.
Этот процесс будет для вас полон новых открытий и находок. После того, как у вас наступает состояние интеграции, позовите опять своих зверей и спросите у них, как прошел процесс, что им понравилось в нем, что вы упустили. Обратите внимание на то, увеличилось ли количество ваших зверей, изменилось ли их поведение и ваше отношение к ним.
Пользуясь этой техникой, вы увидите, как начнете изменяться, приобретая те качества, о которых даже и не мечтали.

ГЛАЗА В ГЛАЗА

Основные форматы работы
Плотин писал, что глаз не мог бы смотреть на Солнце, если бы в каком-то смысле не был солнцем.
Процесс «глаза в глаза» — мост между душами людей.
Процесс «глаза в глаза» — способ открыть в другом живую тайну духа.
Базовое упражнение «Глаза в глаза»
Садитесь друг против друга. Устройтесь поудобнее. Процесс будет длиться около часа. При этом не касайтесь друг друга, но и не садитесь слишком далеко. (Оптимальная дистанция в «личной» зоне приблизительно 0,4— 1,5 м)
Если вы уже расположились друг против друга и чувствуете себя достаточно комфортно в этой позе, закройте глаза и почувствуйте свое тело. Расслабьтесь, отпустите всякое напряжение. Успокойте ваше дыхание. Пусть оно будет медленное, глубокое, связное.
Почувствуйте другого человека. Попробуйте настроиться на него.
А сейчас очень медленно откройте глаза, впустите другого человека в ваше внутреннее пространство.
Посмотрите ему в глаза. Установите контакт с глазами другого человека.
Установите контакт с дыханием вашего партнера. Дышите вместе связно, глубоко, медленно... дышите как один человек... Вместе вдыхайте и выдыхайте...Попробуйте максимально искренне прожить этот процесс. Ничего не говорите. Если вам захочется что-то сказать вашему партнеру, выразите это глазами, дыханием...
После того, как партнеры настроились друг на друга и вошли в совместный процесс, можно включить фоновую музыку, которая не должна создавать эмоциональную настройку, а быть поддержкой. Поэтому музыка не должна быть громкой, излишне чувственной или драматичной.
В конце процесса напомните группе, чтобы они не забыли поблагодарить друг друга за этот опыт.

Процесс «Глаза в глаза» с использованием аффирмаций
Вначале процесс организуется так же, как базовое упражнение «Глаза в глаза».
За пятнадцать минут до окончания процесса, когда происходит спад общей энергии и эмоциональной насыщенности внутригрупповых процессов, в парах организуется проговор аффирмаций в следующей последовательности.
Пять глубоких медленных связных дыханий в паре, и один партнер говорит другому: «Я тебе благодарен за то, что...»
Партнер отвечает: «Спасибо».
Пять глубоких медленных связных дыханий в паре, и другой партнер отвечает первому: «Я тебе благодарен за то, что...»
Партнер отвечает: «Спасибо».Таким образом, каждый партнер пять раз проговаривает другому: «Я тебе благодарен за то, что...»
Возможно использование не только позитивных аффирмаций, таких, как: «Ты достоин любви за то, что...» — или той, которую мы привели выше, а также: «Я боюсь того, что...» и др.
Существует достаточно много других форматов процесса «Глаза в глаза».

Не важно, что написано. Важно - как понято.

156

Re: 1 Интеграция, Анализ и поиски синтеза. Подходы к Розе Мира.

http://s018.radikal.ru/i515/1304/dc/483e1d28ae67.jpg



ПСИХОТЕХНИКИ ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ ТЕРАПИИ

«Между мышечной последовательностью напряжения и расслабления (включенной во все выразительные движения) и психической установкой столь тесные взаимоотношения, что не только психическая установка связана с мышечным состоянием, но и каждая последовательность напряжения и расслабления вызывает специфическую установку. Специфическая мышечная последовательность изменяет внутреннее состояние, установки и даже вызывает воображаемую ситуацию, которая соответствует мышечной последовательности» Танцевальная терапия поощряет свободные, выразительные движения, способствующие развитию физической подвижности и силы на физическом и психическом уровнях. К телу и разуму танцевальные терапевты относятся как к единому целому.

если с изменением эмоций меняются наши чувства по отношению к себе и собственному телу, то аналогичный процесс происходит и при изменении манеры и характера наших движений, которые отражают черты личности.

ТРАНСОВЫЕ ТАНЦЫ

В трансовых танцах человек достигает экстатического состояния, позволяющего пережить и понять определенный опыт, полный радости и эйфории. При этом тело является неким мостом к опыту, каналом, через который проходит экстатический опыт.
танец является одним из древнейших способов вхождения в измененные состояния.
При этом осознание направлено на внутренний опыт.
Трансовый танец способствует исцелению, поскольку тело приводит нас к хранящимся внутри воспоминаниям и переживаниям и выводит их на свет осознания.
Танец сам по себе является совершенным и уникальным способом вхождения в мир энергии, особого состояния духа, открытости и экстаза.

самый естественный, эффективный метод устранения послестрессовых отрицательных эмоций — интенсивная мышечная нагрузка, которая нейтрализует, «сжигает» накопившиеся за время стресса физиологически активные вещества и отводит «психосоматический удар» по сосудам и внутренним органам. В этом смысле ничто не может сравниться с танцем. Экстатическая культура была мудра — танцуйте.

Настройка
«Закройте глаза и расслабьте ваше тело. Начните дышать связно, быстро, глубоко. А сейчас присоедините к вашему дыханию движение вашего тела... Позвольте вашему телу найти свой танец... Расслабьтесь и дышите... Дышите и двигайтесь... Двигайтесь и танцуйте...»
Упражнение длится около 2 — 3 часов без перерыва.

АУТЕНТИЧНОЕ ДВИЖЕНИЕ

Форма Аутентичного движения Джанет Адлер проста: есть движущийся и наблюдатель. Движущийся закрывает глаза и ждет импульсов движения — это процесс проживания движения. Тело является гидом, и движущийся следует импульсам движения, когда они появляются. Наблюдатель наблюдает, сохраняя полное осознавание своего опыта и опыта движущегося. Конечной целью является обретение внутри себя децентрированного и неосуждающего свидетеля во время движения, так, чтобы мы могли наблюдать за собой, не вмешиваясь в естественный поток движения. При этом подходе к Аутентичному движению форма обеспечивает появление материала из бессознательного, его осознание и выражение или оформление полученного опыта в разговоре или творчестве.
В опыте «переживания движения», когда бессознательное говорит прямо через тело.
Когда мы закрываем глаза и слушаем свое тело, появляется потенциал для принятия нас такими, какие мы есть.
Когда мы можем открыто встретить свой страх, мы учимся тому, насколько в действительности богат наш внутренний мир.

Движениям несформированным или развивающимся нужно некоторое время для раскрытия.
Наше тело и бессознательное ведут диалог с нашим сознательным «Я» — заключают договор о взаимном доверии, который постоянно подтверждается.
Можем ли мы доверять самим себе? Через интернализацию поддерживающего, неосуждающего, но децентрированного внутреннего наблюдателя мы развиваем доверие к себе на глубоком уровне.
Отношения между движущимся и наблюдателем подобны отношениям выступающего и аудитории. Многообразие человеческого опыта живет в каждом из нас, и сцена обеспечивает возможность воплощения наших внутренних «Я» через движение, когда мы выступаем, и через эмпатию и проекцию, когда мы являемая зрителями. Это взаимоперенесение осознания между выступающим и аудиторией делает возможной трансформацию и тех, и других.
Во-первых, коллективное сознание аудитории поддерживает связь выступающего с бессознательными энергиями, но вскоре аудитория отдается осознанию своего «Я» и движется имеете с выступающим к трансформации.

Внутри спектра коллективных переживаний происходит огромное освобождение как движущегося, так и свидетеля, так как мы понимаем, что являемся участниками большего целого. Если мы внимательны к своему бессознательному, присутствует неотъемлемый порядок, раскрытие, отношения.
Нижний ярус традиционно относится к стихии земли. Движения в этой области символически связаны с перемещением по времени личной истории к детству (ползанье, ходьба на четвереньках) и спуском по эволюционной лестнице к животным и земноводным, в дочеловеческое, хтоническое. Это «нисхождение» часто открывает доступ к другим энергиям и чувствам, что может привлекать, но может и пугать, поскольку также связано с разрушением образа «Я». В целом можно сказать, что, двигаясь в этой области, человек чувствует себя более живым, но менее человеком.

Смысл «Джаза тела» заключается в том, чтобы «научить танцу» все зоны горизонтальных ярусов и вертикальной симметрии, увеличить степень их гибкости, свободы, жизненности.
При этом, как показывает опыт, лучше начать с нижнего яруса.
Включайте музыку — и: «Начните с того, чтобы начали танцевать ваши пальцы на ногах, встаньте на цыпочки и пусть танцуют пальцы ваших ног.
А сейчас устройте танец ваших ступней...»
В течение часа пройдите все три яруса и закончите «Танцем головы на шее».

ТАНЕЦ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ

модель четырех стихий является одной из первых «точек равновесия» между двумя противоположными тенденциями развития сознания — тенденцией к фрагментации и тенденцией к интеграции
мир уже «обретает лик», точнее, четыре лица, не являясь более недифференцированным «нечто», единым, всеохватывающим потоком жизни. И вместе с тем, мир остается «живым» и одухотворенным, сохраняется нуминозное присутствие Духа в многообразных проявлениях жизни. Данные уровни играют роль фундамента,«краеугольных камней» психики, что выражается в эффективности этой работы.

Предлагаемая техника работы со стихиями решена в жанре «динамической визуализации» или «визуализации в движении». Опыт применения подобных психотехник показал их доступность, эффективность и особую яркость внутренних процессов особенно при сочетании с осознанным связным дыханием.
Динамические визуализации соединяют достоинства направленных визуализаций и двигательных психотехник. На уровне восприятия это сочетание обеспечивает большую доступность благодаря полимодальности воздействия (охватываются три репрезентативные системы). На уровне закрепления также работают два вида памяти: визуальная и моторная.
Холистический подход требует холистических, целостных, технологии, охватывающих различные уровни человеческого существования.

«ТАНЕЦ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ» - это пять процессов, каждый из которых состоит из последовательности четырех техник
Последовательность техник внутри четырех первых процессов такова:                                                                                          ^
1.   Телесный ключ доступа.
2.   Образное пространство.
3.   Проживание качеств
4.   Получение дара и имени.
Процесс начинается с принятия удобного положения. Участники закрывают глаза и начинают связное дыхание. Предлагается сосредоточиться на одном из телесных ключей доступа - телесном качестве, репрезентирующем одну из стихий.
Для стихии земли таким ключом доступа является ощущение всего тела, тела как такового с его весом, плотностью, формой. Для стихии воздуха ключ доступа - дыхание, поток воздуха, проходящий сквозь тело. Для стихии воды - течение крови и других жидкостей внутри тела (чувствуемых или представляемых), а также текучесть тонких ощущений тела. Для стихии огня ключом доступа являются внутренние ритмы — ритм сердца, пульсация крови. Каждый из ключей доступа становится одновременно отправной точкой и гидом в этих внутренних путешествиях.
Следующий шаг — визуализация образного пространства одной из стихий и проживание его в движении и танце, отождествление с различными элементами этих стихий в танце.
Например: «Начните это путешествие в многообразный мир стихии земли. Земля, почва под ногами, какой разной она может быть... Неподвижный камень и сыпучий песок, плодородные почвы и могучие горы. Мир Земли... Почувствуйте себя разными проявлениями земли.
Земля постоянно рождает новые и новые формы. Из земли растет трава. Цветы и травы, кусты и деревья — все растет из земли. Почувствуйте жизнь этих проявлений земли, протанцуйте их танец всем телом, всем своим существом.
Земля дает жизнь всему живому. Все, что растет и движется, является частью стихии земли. Жуки и гусеницы, муравьи и змеи, ящерицы... Бесконечные проявления земли... Почувствуйте их, проживите их танец, дайте им свое тело!
Все животные — это воплощения земли. У каждого свой танец, свои движения. Проживите их, эти разные танцы. Побудьте разными животными: оленем и черепахой, волком и буйволом, обезьяной и медведем... многими, многими животными...
На земле всем есть место, есть место для всех танцев. Земля рождает и питает все формы. Танцуйте танцы Земли!»
Визуализации остальных стихий строятся подобным образом.

Процесс заканчивается ритуальным называнием даров и имен в круге. Например: «Мой дар земли — Надежность, мое имя земли — цветок»; или: «Мой дар воды — текучесть, мое имя воды — Анабис».
Эти процессы проходят при минимальной освещенности, с закрытыми глазами или в повязках, под музыку, соответствующую характеру стихии Важен постепенный и мягкий выход из процесса, 5—10 минут, проведенных в молчании, наедине с самим собой.
Последний, завершающий процесс — повторение и объединение всех качеств всех четырех стихий, проход на более глубокий уровень — в точку, откуда рождаются все стихии.
В этом процессе ключами доступа являются «дары» и «имена», полученные в предыдущих танцах, а также зоны пространства кинесферы. На уровне визуализации образы — это краткое «вспоминание» (recollection) предыдущих путешествий и протанцовывание их и образов перехода между стихиями. Например, воздух/ вода — дождь, земля/вода — туман, пар, земля/огонь — вулкан. В тексте визуализации важно сделать акцент на взаимопроникновении, взаимоперетекании всех стихий.
Завершение опыта — собирание опыта и качеств в тело, в различные зоны пространства тела и нахождение точки объединения всех стихий. зона земли находится внизу (ноги, тазовая область, живот), зона воздуха — вверху (голова, руки), вода и огонь — соответственно левая и правая половины тела. Точка их соединения — область солнечного сплетения.Завершающий танец рождается из импульсов, идущих из этой точки. По контексту это танец Воли, рождающей мир, мир стихий, мир во всех его многообразных проявлениях.
«Танец Четырех Стихий» дает непосредственный опыт целостного восприятия и проживания (в танце) реальности.

Инструкция
«Сейчас мы будем танцевать. Почувствуйте свое тело и настройтесь на танец. Вдохните глубоко и на выдохе сделайте первое движение в вашем танце. Каждый танцует свой танец.

Отредактировано просто Соня (26-06-2018 06:57:13)

Не важно, что написано. Важно - как понято.

157

Re: 1 Интеграция, Анализ и поиски синтеза. Подходы к Розе Мира.

ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНИКИ

По Райху, основное препятствие для личностного роста — защитный мускульный панцирь, который мешает человеку жить полноценно в эмоциях, в теле, в гармонии с окружающими людьми и природой. Смысл трансформации — в распускании защитного панциря тремя средствами):
•    накоплением в теле энергии посредством глубокого дыхания (естественного свободного дыхания);
•    прямым воздействием на хронические мышечные зажимы (посредством давления, защипывания и т. п.), чтобы расслабить их;
•    поддержанием сотрудничества с пациентом в открытом рассмотрении сопротивлений и эмоциональных ограничений, которые при этом выявляются.
Защитный панцирь структурно организован в семь мышечных сегментов, которые прорабатываются сверху вниз:

1.  Глаза.
Защитный панцирь в области глаз проявляется в неподвижности лба и «пустом» выражении глаз, которые как бы смотрят из-за неподвижной маски. Распускание осуществляется посредством раскрывания глаз так широко, как только возможно (как при страхе), чтобы мобилизовать веки и лоб в принудительном эмоциональном выражении, а также свободных движений глаз, вращений и смотрения из стороны в сторону.

2.  Рот
Оральный сегмент включает мышцы подбородка, горла и затылка. Челюсть может быть как слишком сжатой, так и неестественно расслабленной. Этот сегмент удерживает эмоциональное выражение плача, крика, гнева, кусания, сосания, гримасничанья. Защитный панцирь может быть расслаблен пациентом путем имитации плача, произнесения звуков, мобилизующих губы, кусания, рвотных движений и посредством прямой работы над соответствующими мышцами.

3.   Шея.
Этот сегмент включает глубокие мышцы шеи и язык. Защитный панцирь удерживает в основном гнев, крик, плач. Прямое воздействие на мышцы в глубине шеи невозможно, поэтому важным средством распускания панциря являются крики, вопли, рвотные движения и т. п.

4.   Грудь.
Грудной сегмент включает широкие мышцы груди, мышцы плеч, лопаток, всю грудную клетку и руки с кистями. Этот сегмент сдерживает смех, гнев, печаль, страстность. Сдерживание дыхания, являющееся важным средством подавления любой эмоции, осуществляется в значительной степени в груди. Панцирь может быть распущен посредством работы над дыханием, особенно путем осуществления полного выдоха. Руки и кисти используются для меткого удара, чтобы рвать, душить, бить, страстно достигать чего-то.

5.   Диафрагма.
Этот сегмент включает диафрагму, солнечное сплетение, различные внутренние органы, мышцы нижних позвонков. Защитный панцирь выражается в выгнутости позвоночника вперед, так что, когда клиент лежит, между нижней частью спины и кушеткой остается значительный промежуток. Выдох оказывается труднее вдоха. Панцирь здесь в основном удерживает сильный гнев. Нужно в значительной степени распустить первые четыре сегмента, прежде чем перейти к распусканию пятого посредством работы с дыханием и рвотным рефлексом (люди с сильными блоками на этом сегменте практически не способны к рвоте).

6.   Живот.
Сегмент живота включает широкие мышцы живота и мышцы спины. Напряжение поясничных мышц связано со страхом нападения. Защитный панцирь на боках создает боязнь щекотки и связан с подавлением злости, неприязни. Распускание панциря в этом сегменте сравнительно нетрудно, если верхние сегменты уже открыты.

7.   Таз.
Последний сегмент включает все мышцы таза и нижних конечностей. Чем сильнее защитный панцирь, тем больше таз вытянут назад, торчит сзади. Ягодичные мышцы напряжены и болезненны. Таз ригиден, он «мертвый» и бессексуальный. Тазовый панцирь служит подавлению возбуждения, гнева, удовольствия. Возбуждение (тревожность) возникает из подавления ощущений сексуального удовольствия, невозможно полностью переживать удовольствие в этом районе, пока не разрядится гнев в тазовых мышцах. Панцирь может быть распущен посредством мобилизации таза, а затем лягания ногами и ударения кушетки тазом

Вильгельм Райх обнаружил, что после распускания панциря клиенты обретают возможность полной жизни, фундаментально меняется все их бытие и стиль жизни.Освобождение от мышечных напряжений, телесных зажимов осуществляется путем распускания панциря. это один из косвенных путей к освобождению от зажимов психологических, так как телесные зажимы порождаются психическими. телесные зажимы являются следствием неразрешенных конфликтов, эмоциональных запретов, сохраняются длительное время и чаще всего остаются неосознанными. На уровне рефлексии они могут описываться клиентом как ощущения усталости, тяжести, недомогания.

даже если вы намеренно и сознательно не боретесь со стрессовой ситуацией, на нее, тем не менее, автоматически отреагирует ваше тело.

Лоуэн использует также напряженные позы для энергетизации частей тела, которые были заблокированы. В этих позах увеличивается напряжение в постоянно зажатых частях тела, пока не становится таким большим, что человек вынужден, в конце концов, расслабить мышцы, то есть защитный панцирь. Эти позы включают наклоны до прикосновения к полу, сгибание назад с кулаками на пояснице, наклоны назад через мягкий стул.

Участников биоэнергетических групп оценивают по тому, насколько тесно они соприкасаются с почвой. Специальные упражнения помогают увеличить поток энергии, упрочить контакт с почвой и соответственно усилить ощущение себя. В основу своей классификации Лоуэн положил принимаемые индивидуумами защитные позы тела, помогающие выявить проблемы подвижности. Обычно членам группы присущи раз-личные комбинации типов характера.

Структурная интеграция Иды Рольф — это система, стремящаяся вернуть телу правильное положение и правильные линии посредством глубоких и часто болезненных вытягиваний мускульных фасций, со-провождаемых прямым глубоким воздействием. Структурная интеграция часто называется «рольфингом» по имени его основательницы.
Цель структурной интеграции — привести тело к лучшему мышечному равновесию, к лучшему соответствию линиям тяжести, ближе к оптимальной позе, при которой можно провести прямую линию через ухо, плечо, бедренную кость и лодыжку. Это ведет к уравновешенному распределению веса основных частей тела — головы, груди, таза и ног, к более грациозным и эффективным движениям.
Рольфинг работает прежде всего с фасциями — связующей тканью, которая поддерживает и связывает мускулы и скелетную систему.

Рольфинг непосредственно растягивает фасциальную ткань, восстанавливая равновесие и гибкость. Большая часть работы состоит в удлинении и растяжении тканей, которые срослись или неестественно растолстели.
Структурная интеграция обычно выполняется в течение десятичасовых сеансов, которые включают следующую работу:
1-й — охватывает большую часть тела, специально фокусируясь на тех мышцах груди и живота, которые управляют дыханием, а также на бедренных связках, которые управляют подвижностью таза;
2-й — концентрируется на ступнях, преобразованиях ног, лодыжках, выравнивании ног с туловищем;
3-й — посвящается преимущественно вытягиванию боков, в особенности большим мышцам между тазом и грудной клеткой;
4-6-й — посвящаются в основном высвобождению таза;     
И. Рольф подчеркивает, что большинство людей удерживают таз повернутым назад;
в силу того, что таз чрезвычайно важен для позы и движения, одна из важнейших задач рольфинга — сделать таз более подвижным и вписанным в остальные линии тела;
7-й — концентрируется на шее и голове, а также на мускулах лица;
8-10-й — занимается в основном организацией и интеграцией тела в целом.
рольфинг помогает освободить психологические и эмоциональные блоки, способствуя продвижению в других областях.

Метод Александера направлен на исследование привычных телесных поз и их улучшение, помогает участнику создать правильные взаимоотношения частей тела. Александер указывал, что при правильной телесной позе голова должна вести тело, спина — быть свободной от аномальных изгибов и давления, а поддерживающие скелетную основу мышцы должны находиться в динамическом равновесии.

Простые паттерны движений повторяются вновь и вновь, приводят к глубоким изменениям формы тела и более пластичному его функционированию.

Фельденкрайз использует множество упражнений, меняющихся от урока к уроку. Они обычно начинаются с небольших движений, постепенно соединяющихся в большие и более сложные паттерны. Цель состоит в том, чтобы развить легкость и свободу движений в каждой части тела.
Каждое действие включает мышечную деятельность, в том числе смотрение, говорение, даже слушание (мышцы регулируют натяжение барабанной перепонки, приспосабливаясь к уровню громкости). Фельденкрайз подчеркивает необходимость научиться расслабляться и находить собственный ритм, чтобы преодолеть дурные привычки в использовании тела. Мы должны освободиться, играть, экспериментировать с движением, чтобы научиться чему-то новому. Пока мы находимся под давлением, или в напряжении, или в спешке, мы не можем научиться чему-либо новому. Мы можем лишь повторять старые паттерны. Упражнения Фельденкрайза обычно разбивают кажущуюся простой деятельность на ряд связанных движений, чтобы выявить старый паттерн и развить новый, более эффективный способ выполнения той же деятельности.

Работа Фельденкрайза направлена на восстановление связей между двигательными участками коры головного мозга и мускулатурой, которые сокращены или испорчены дурными привычками, напряжениями и другими негативными влияниями. Цель состоит в том, чтобы создать в теле способность двигаться с минимумом усилий и максимумом эффективности, не посредством увеличения мускульной силы, а посредством возрастающего понимания того, как тело работает. По Фельденкрайзу, возрастающее осознавание и подвижность могут быть достигнуты посредством успокоения и уравновешивания работы двигательных участков коры. Чем более активна кора, тем менее мы сознаем тонкие изменения в деятельности.

Многие упражнения в системе чувственного сознавания основаны на фундаментальных видах человеческой деятельности — лежании, сидении, стоянии, ходьбе. Эти виды деятельности предоставляют естественную возможность открыть свое отношение к окружающему, развить сознательную осведомленность о том, что мы делаем.

Телесно-ориентированные психотехнологии делают акцент на знакомстве с телом, подразумевая расширение сферы осознания человеком глубоких ощущений организма, исследование того, как потребности, желания и чувства кодируются в разных телесных состояниях, обучение реальному разрешению конфликтов в этой области.

Понятие энергии имеет решающее значение для телесной психотехнологии. Для любого человека оптимальное отношение к телу означает развитие спонтанного течения энергии, охватывающего весь организм от кожной периферии до всех процессов обмена. Все, что нарушает течение энергии в любой части тела, воздействует на человеческое чувство удовольствия и целостности. Свободно текущая естественная жизненная энергия является основой функционирования здоровой личности. Эта энергия, получаемая из воздуха, непрерывно течет по телу здорового человека.

Естественная природа человека — это состояние искреннего удовольствия, которое возникает, например, при детском любопытстве и изумлении.
Удовольствие — это свобода телодвижения и свобода от мышечного напряжения. Раскрепощение тела, включение его в жизнь приближает нас к первичной природе человека и помогает ослабить отчужденность, испытываемую большинством людей. Межличностная отчужденность обусловлена именно отчуждением от собственного тела, так как человек может ощущать жизнь только через свое физическое существование.
Телесно-ориентированные психотехнологии поощряют выражение естественных чувств, тем самым помогая человеку пробудить собственную энергию.
Мышечное напряжение связано с различного рода ситуациями и травмами, переживаемыми людьми в процессе их развития.
чувства и импульсы, выражению которых препятствует страх, видоизменяются, подавляются или скрываются, приводя к телесной ригидности, энергетическому распаду и изменениям личности.

Мышцы лица, челюстей, горла и живота хронически напряжены. Это напряжение делает почти невозможным свободное выражение эмоций печали и горя.
Личностные особенности отражаются в позе, движениях, жестах и типе телосложения. Люди могут производить впечатление «сгибающихся под бременем ответственности», «слабых в коленях», «бесхребетных», «твердолобых» или «подставляющих себя под удар», что отражает их индивидуальные установки или личностные стили.
В телесно-ориентированных психотехнологиях применяется термин «почва под ногами» —Чем прочнее человек ощущает свой контакт с реальностью, чем крепче он держится за нее, тем большую нагрузку он может вынести и тем лучше может управлять чувствами. Иметь «почву под ногами» — значит быть в энергетическом контакте с почвой, получить ощущение стабильности и уверенности. Возвращение и утверждение этого чувства усиливает ощущение себя, уравновешивает выражение эмоциональных порывов и импульсивных действий.

Телесно-ориентированные психотехники имеют следующие цели:
1.   Расширение сферы осознания собственного тела и использования его возможностей. Это улучшает физическое и эмоциональное здоровье.
2.   Повышение самооценки путем развития положительного образа тела, который прямо связан с положительным и привлекательным образом «Я».
4.   Приведение человека в контакт с его чувствами путем установления связи чувств с движениями. Направленные или спонтанные движения позволяют освободить подавленные чувства и исследовать скрытые конфликты, которые могут быть источником психического напряжения.

Телесно-ориентированные психотехнологии используют свои специфические средства, которые дают возможность участникам осознавать мышечное напряжение, энергетические блокировки и ограничения в дыхательном цикле, помогают им ослабить мышечное напряжение. Так как психические и телесные явления считаются равнозначными, ригидность на одном уровне предполагает ригидность и на другом. Телесно-ориентированные психотехнологии позволяют преодолеть эту ригидность, вызывающую тревогу и негативные эмоциональные переживания.
Дыхание — совокупность процессов по поддержанию жизни, дающих организму непосредственную энергию для его движения и функционирования. Поэтому большинство занятий начинаются с дыхательных упражнений, предусматривающих контроль над циклом «вдох-выдох». Одновременно с дыхательными упражнениями можно физически манипулировать телом клиента и поощрять релаксацию.
Торможение чувств происходит автоматически, вызывая появление областей напряжения, которые снижают полный энергетический уровень тела. С помощью специальных приемов мышечного расслабления, глубокого и полного дыхания сдерживаемым чувствам может быть дана полная разрядка.

Существует множество биоэнергетических напряженных поз, каждая из которых направлена на особые области мышечного напряжения. Участников поощряют удерживать каждую позу как можно дольше и во время упражнения осуществлять глубокое и полное дыхание. Чем выше хроническое мышечное напряжение, тем больше усилий требуется для удерживания позы. Если тело энергетически заряженное, бодрое, то будет наблюдаться дрожь в напряженной области, например, в ногах.
Регулярное принятие напряженных поз помогает человеку войти в контакт с собственным телом и сохранять чувство гармонии при напряжении.
Напряженные позы используются для установления областей напряжения и в прямой физической работе над расслаблением напряженных мышц. Двигательные упражнения эффективны тем, что помогают вернуть к примитивному эмоциональному состоянию, первичной природе человека.
Хронически напряженные мышцы сдерживают импульс, который возникает, когда мышцы расслаблены. Следовательно, поощрение свободных движений возбуждает импульс и заблокированные чувства. Двигательные упражнения эффективнее работают тогда, когда участник эмоционально вовлекается в процесс, начинает злиться и ищет возможность освободиться от гнева и злости, чем когда они выполняются как механический ритуал.
Проявление негативных чувств, таких, как гнев, страх, грусть, почти неизбежно предшествует выражению положительных эмоций. По-видимому, негативные чувства скрывают глубокие потребности в положительном контакте и успокоении, и через них члены группы должны пройти раньше, чем они будут готовы принять положительные эмоции.

Массаж и подобные массажу контакты помогают расслабить мышцы и области хронического напряжения и, кроме того, могут служить средством оказания поддержки и успокоения.

Не важно, что написано. Важно - как понято.