1

Тема: Энергии трансформации. Путеводитель по кундалини

Содержание ветки:
Энергии трансформации. Путеводитель по кундалини  - Гринвелл
Поднятие Кундалини и бандан - Сахаджа Йога
Кундалини. Эволюционная энергия в человеке - Гопи Кришна
Змеиная сила - Авалон
Оккультная анатомия человека - Холл Мэнли Палмер
Оккультная анатомия - Кришнамачарья Эккирала Кулапати
Принципиальные вопросы общей теории чакр и тантрическая концепция тела - Владимир Данченко "№20"
Тело света или игра света с телом - Бояринов
Мула-Бандха. Ключ к мастерству - Сатьянанда Свами Сарасвати
Сатьянанда Сарасвати - Древние тантрические техники йоги и крийи
Бабаджи и традиция крийя йоги 18-ти сиддхов - Говиндан Маршалл
Ледбитер. Человек видимый и невидимый - Исследование тонких тел.
Ледбитер - Чакры
Балансировка чакр с помощью Рейки
Управление нервной системой
Чакры: энергетические центры трансформации - Джохари Хариш

**********

Поступил неожиданный вопрос: "что я думаю о кундалини?" :-D
Гуру из меня просто никакой. А вот возможностью обсудить вместе эту тему по своим выпискам из интересной книги спешу воспользоваться.

Итак, выписки из книги Бонни Гринвелла
Энергии трансформации. Путеводитель по кундалини - Бонни Гринвелл

Вновь хочу напомнить: если в этих сделанных для себя выписках возникнут какие-то неясности, всегда можно обратиться к оригиналу:
http://psylib.org.ua/books/grinv01/index.htm
http://youryoga.org/wiki/mysticism/energii_transformacii_putevoditel_po_kundalini.htm


http://s018.radikal.ru/i501/1206/c0/6c3395627862.jpg


Акупрессурные потоки также могут воздействовать на распределение
пранических энергий по системе чакр. Во время сеанса люди чувствуют
их движения и сдвиги и часто демонстрируют примечательные изменения
энергетического состояния и здоровья после лечения.

Бонни Гринвел
ЭНЕРГИИ ТРАНСФОРМАЦИИ: ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО КУНДАЛИНИ.

Те, кто испытал внезапное пробуждение энергии Кундалини, описывают его
по-разному:

       Внезапно энергия устремилась от низа позвоночника вверх, к
       сердцу, и взорвалась нейтронной бомбой у меня в груди. Я
       разлетелся во все стороны крохотными кусочками, и это было
       все, что от меня осталось,-- словно частицы энергии понеслись
       с огромной скоростью к краям Вселенной... Я стал волнами
       энергии, текущими все дальше и дальше за пределы Вселенной.
       Не осталось ничего... (Роб)

       Медитируя, я внезапно почувствовала, что словно пробилась через
       слой льда и ощутила, как я танцую над океаном блаженства; я
       чувствовала, как пальцы ног касаются его поверхности, как
       сильная вибрация и тепло текут от пальцев ног через тело, текут
       во все стороны. Затем я погрузилась в этот океан и перестала
       осознавать, что происходит. Это было неописуемо... (Джей)

       Волны энергии экстаза катились сквозь меня, и мой ум
       растворился в энергии и свете. Я пролежал так около четырех
       часов... (Крис)

Обычно первая вспышка Кундалини ощущается как движение энергии вверх от
основания позвоночника, где, согласно эзотерической литературе, эта
энергия дремлет, свернувшись кольцом, с самого рождения человека. Она
может бить словно гейзер, может медленно ползти вверх по спирали, как
змея, или течь равномерным потоком вверх по позвоночнику и вытекать
через макушку. Тело вибрирует или наполняется ощущениями присутствия
энергии и (если повезет) экстаза. Нервная система может быть
переполнена интенсивным теплом, звуками или светом. Затем может
возникнуть ощущение, что энергия постепенно уходит. Или же она может
задержаться, сделав из данного мужчины или женщины совершенно
нового человека.

Интенсивность этого движения в некоторых священных йогических книгах
описывается как стремительный бег небесной богини Шакти, которая,
освободившись, мчится верх по телу, чтобы воссоединиться со своим
возлюбленным Шивой, ожидающим ее всеобщим сознанием. Эта
требовательная богиня, созидающая и поддерживающая жизнь человека,
начинает борьбу за освобождение человеческого сознания от поглощающих
его забот повседневности, и благодаря ей же появляются разнообразные
психические и физиологические явления, возникают экстатические
состояния и мучительное неприятие себя, появляется потребность в
переориентации собственной жизни.

Процесс духовного пробуждения не обязательно должен нести с собой
нарушения в теле или боль. Есть множество свидетельств о том, что
обычно при этом процессе приходит расширение границ сознания и
блаженство, которое становится частым ощущением, как только процесс
стабилизировался.


       Если человек выполняет циркуляцию света, он должен забыть и о
       своем теле, и о сердце. Сердце должно умереть, дух должен жить.
       Когда дух будет жить, дыхание будет циркулировать чудесным
       образом. Это то, что Учитель называл самым лучшим. Затем духу
       нужно позволить нырнуть вниз, в живот (солнечное сплетение).
       Тогда энергия встречается с духом, и дух соединяется с энергией
       и кристаллизируется. Вот метод начала работы. Со временем
       изначальный дух преобразуется в истинную энергию. Тогда
       нужно применить метод вращения жернова и так
       очистить ее, чтобы она стала Эликсиром Жизни. Вот метод
       сосредоточенной работы.


Другие даосские методики дыхания и работы с энергией задают при помощи
дыхания циркуляцию потоков энергии в течение определенных
промежутков времени, при этом указывается, что вдох должен
сопровождаться выпячиванием живота, а выдох -- втягиванием его, и
особое внимание должно быть уделено созданию обратного
тока. Таким образом, при вдохе открываются нижние врата
энергии и энергия поднимается по позвоночному столбу; при выдохе
закрываются верхние врата энергии и поток энергии стекает
вниз по передней линии тела. Считается, что такие методики со временем
создают зародыш, который является в действительности духовным
дыханием-энергией эго. Дух должен проникнуть в
дыхание-энергию (душу), и тогда дыхание-энергия
окутает дух. Когда энергия достаточно сильна, а зародыш круглый и
законченный, он выходит из макушки.

Хильдегард: Отец есть сияние, и в его сиянии есть
мерцающий поток, и в этом мерцающем потоке есть огонь, и эти три есть
одно. Она называет Создателя живым светом, Сына --
вспышкой света, Дух -- огнем, который все соединяет

КУНДАЛИНИ КАК ВЕЛИКАЯ БОГИНЯ

Некоторые классической произведения по Кундалини описывают ее как великую богиню. В Лакшми тантре, древнем тексте панчаратры (самая древняя секта вишнуитов,
сохранившаяся в Индии), есть диалог между Лакшми -- это еще одно имя
богини Кундалини -- и Сакрой, посвященным. В нем сказано, что Сакра
выполнял божественное покаяние, стоя неподвижно на куске дерева на
одной ноге, храня молчание и питаясь одним воздухом 2000 лет, воздав
к небу, руки, взгляд и лицо.

После этого появилась богиня, и посвященный спросил о природе истины.
Она назвалась Кундалини, а также назвала всех других богинь, указала,
что ей следует поклоняться как Великой Богине-Матери и объяснила Шакти
как сверх-метафизический принцип. Она представила подробные указания, как жить духовной жизнью, куда входили ритуалы, медитации, постоянное повторение мантр, практика верности, сдержанности, воздержания, развития умственных способностей,
ненасилия, самообладания и щедрости. Она сказала, что первую часть
ночи следует медитировать, следующие две части -- спать, и проснуться
во второй половине ночи, чтобы повторить тот же цикл. Она советовала
читать священные книги, чтобы понять свое Я. Она предлагала
принимать из этих книг только то, что описывает что-либо в самом читающем. 

Радость и любовь богини к своему творению звучит в каждом слове текста
и служит утешением и ободрением любому, кто идет по пути духовного
совершенствования. Она выражает ощущение Великой Богини-Матери в
каждом существе, которое знает глубинную истину о цели души. В
последующих отрывках Лакшми описывает себя Сакре.

       Путь освобождения от бремени материального мира лежит в
       поклонении Лакшми, Вишну-Шакти. Нужно оставить все другие дела
       и сосредоточиться единственно на снискании благосклонности
       Богини, чтобы достичь духовного освобождения.

       Каждое проявление Бога -- это проявление Шакти. Она -- высшая
       воля Бога и действует под его руководством. Вселенная -- это
       проявление Шакти...

       Я, вечная Богиня, есть объект всех вед; я жизненный принцип
       Вселенной и могущественная сила вне всего творения...

       Мудрый узнает меня как блаженство и покой, присущий каждому
       состоянию бытия... Открыв меня и вознося мне молитвы, джива
избавляется от всех клеш и сдувает пыль впечатлений; тем самым джива,
       которая (благодаря этому) уже сбросила свои оковы путем медитаций
       (йоги), сливается с истинным знанием и постигает меня, которая
       есть Лакшми и чья природа -- высшее блаженство.

       Я Богиня Нараджани, всегда участвующая в выполнении функций        Нараяны, который состоит из джняны, ананды и крийи (деятельности);
и я тоже состою из знания, блаженства и деятельности. И нет ни единого места или момента, когда было бы возможно мне существовать без Него
или Ему существовать без меня.


…Это уничтожение, как огонь, имеет способность разрушать
все, что находится в пределах его досягаемости. Это в некоторой мере
объясняет то состояние, которое первоначально испытывает человек после
полного пробуждения Кундалини. Это переход от сознания существа,
имеющего привязанности, к сознанию того, кто разрушил все в пределах
своей досягаемости. Огонь, пожирающий привычные психологические
ориентиры, не обязательно должен ощущаться физически, это также
психологический огонь, выжигающий все существовавшие ранее параметры
самоотождествления. Лакшми говорит: Когда в результате прихода
чистого знания джива отбрасывает прочь свои ограничения, тогда,
освобожденная от оков, она становится просветленной.

Существует тенденция не воспринимать серьезно требования перемен, исходящих из принципа духовной жизни, и надеяться, что просветление сводится к
какой-то приятной, ясной и всеохватывающей медитации. Истина
заключается в том, что опыт мистических преобразований заставляет
людей находить радикально новый смысл в событиях человеческой жизни и
подталкивает их жить такой жизнью, которой совершенно безразличны
эго-удовольствия. Это нечто сродни любви к богине, которая в высшей
степени очаровательна и чрезвычайно требовательна: нуждаясь во всем
внимании человека без остатка, она отвергает все другие искушения и
привязанности.

Считается, что Шакти, или Кундалини, помогает человеку освободиться
двумя путями -- создавая средства, при помощи которых можно испытать
освобождение, и внушая стремление искать ее благосклонности, чтобы
достичь этого освобождения. Другими словами, истинное Я создает
средства своего собственного освобождения и прививает человеку желание
стать свободным. В этой тантре Лакшми предлагает метод отказа от себя,
давая совет, который может быть полезен тем, кто занимается практиками
духовного развития или тем, кто хочет установить более тонкую связь с
Кундалини. (Потому что часто именно страх, сопротивление или
непонимание того, что происходит, делают этот процесс болезненным.)
Она советует человеку принять решение подчиняться желаниям Бога,
отказаться от всех действий которые неугодны Богу, приобрести твердое
убеждение, что Бог защитит того, кто выбирает его своим единственным
защитником, и практиковать самоотречение и смирение. Благодаря этому
человек избавляется от таких неприятных явлений, как страх, печаль,
эгоистическая деятельность и желания, своекорыстие и гордыня, и в одном Боге находит себе пристанище. Человек начинает благожелательно относиться ко всем существам, опираясь на убеждение, что Я есть во всех существах, и избавляется от злобы и надменности. Лакшми советует молиться и глубоко верить, что Бог
защитит тебя.

Эта тантра единственна в своем роде в литературе по Кундалини,
как в смысле изложения от лица женщины, так и в смысле
рекомендаций ищущим с Ней связи.

Можно понимать этого Бога как качество всеобъемлющего сознания, частью
которого все мы являемся и которому мы можем безоговорочно доверять,
ибо оно служит единственным источником и опорой нашей жизни. Вверить
себя этому Богу значит вверить себя Дао, поверить в то, что все уже
совершенно, даже то, что наше эго не принимает и не понимает.
Смирение -- это непротивление эго этому потоку.

Встречи людей с ней столь же неповторимы, как неповторимы человеческие лица. Мы всегда можем сказать, что перед нами чье-то лицо, но различия в лицах более поразительны, чем схожие черты.
Не так легко узнать Кундалини, пока хорошо ее не изучишь, но важно не
ошибиться, потому что неправильный подход к работе с ней может
задушить потенциальные возможности проявляющегося Я.


БОГИНЯ И ПОДЛИННОЕ Я.

Я определяю Кундалини одновременно как подлинное Я человека и
как богиню, причем оба эти определения совершенно ясно
приводятся в восточных священных книгах. Говорят,
что, пробуждаясь, Кундалини устремляется вверх по позвоночнику, чтобы
соединиться со своим возлюбленным во всем его великолепии. Но
фактически она не может быть чем-то отдельным от него, она только
может быть все более расширенным осознанием и выражением его. Оба они
изначально вплетены в каждый атом Вселенной. Как в таком случае
эта богиня может быть также нашим Я?

Богиня -- это персонификация, архетип, представляющий нашу личную
врожденную связь с Источником Всего, с вечным существованием, с
мудростью за пределами того, что может постичь разум. Она --
созидающая или формопроизводящая посланница Божественного, обитающая в
каждом живом существе. Эта энергия Кундалини создала модель и
пробудила каждого из нас как уникального индивидуума, приносящего в
мир разнообразные факторы -- мыслеформы, энергии, ментальные и
эмоциональные характеристики, физическую силу и уязвимость, свои
возможности.
Наш ум вовлекается в процесс жизнедеятельности, и мы
отождествляем себя со своим телом, унаследованным генетическим набором
и умственными, чувственными и эмоциональными процессами, утрачивая
осознание своего подлинного Я, или Души, или источника своего существования.

Некоторые психотерапевты предпочитают рассматривать подлинное Я
человека как психический центр более высокого порядка, как пребывающее
над эго, не связанное с эмоциональными травмами и условными реакциями
психики, но все же личное образование.

Карл Юнг считал это Я отдельным от эго и обладающим абсолютной
властью над психикой центром сознания, вокруг которого
сосредотачиваются все другие факторы -- и сознательные, и
бессознательные. Согласно последовательнице Юнга Эстер Хардинг, когда
у человека этот центр активно функционирует, он начинает жить
преимущественно внутренней, субъективной жизнью, и его собственное Я
обретает над ним неодолимую власть. По ее словам, выражением этого
процесса служат высказывания вроде обретения Бога внутри
себя [Хардинг Э. Психическая энергия: ее источник и ее
преобразование].

Хардинг считала, что это Я никогда не может полностью заменить эго,
так как продолжение жизни требует некоего эго-смысла. Однако, так как
эго-сознание ранее уже захвачено неличностным Я, биологическое желание
обретает подчиненное положение, причем инстинкты становятся
относительными и их энергия частично переносится из биологической в
психическую сферу.

Точка зрения Юнга очень похожа на восточную концепцию истинного Я
человека, однако можно было бы сказать, что на Востоке это Я
рассматривается более пристально, или глубже. Это центр, ядро любого и
всякого человеческого переживания, это причина его существования как
такового. Истинное Я человека служит ядром его существа, сущностью
которого выступает энергия/сознание Кундалини, а личное я
является не более чем его отражением. Я -- это сознание, мудрость и
наше жизненное предназначение, и оно без нашего ведома предопределяет,
из чего будут складываться наши переживания, эмоциональная сфера и ум.

Это Я более первично, чем личностное я, то есть предшествует
последнему, оно неотъемлемо и вечно. С ним сложнее соприкоснуться
сознательно, хотя временами оно может спонтанно являть себя, вызывая
состояния благоговейного трепета, которые часто описываются в
мистической литературе. Это может происходить в форме видений или снов
о божествах, ощущения света или блаженства во время медитаций и в
некоторых других редких ситуациях, или же затоплять человека потоком
знания и познания глубинной истины или экстаза.

По-видимому, случаи проявления подлинного Я иногда сопровождаются
архетипическими встречами с богами и богинями, святыми. В таких случаях Я
ведет сознание в сферы архетипов, образуя мосты, с помощью которых мы
можем достичь понимания сути нашего жизненного опыта как человеческих
существ, а также нашего божественного потенциала. Эти архетипические
силы определяют узор нашей жизни. На высших стадиях духовного развития
это подлинное Я утрачивает свой личный характер, становясь
всеобщим Я, и человек испытывает взаимосвязанность всего творения как
единого Я.

Не важно, что написано. Важно - как понято.

2

Re: Энергии трансформации. Путеводитель по кундалини

Во время этих неорейхианских сеансов
работы с телом пациенты ложатся на пол и погружаются в глубокое
расслабление, закрыв глаза и сосредоточившись на своем дыхании, более
частом и глубоком, чем обычно. Все это происходит под музыку и
длится до двух часов.

Согласно Грофу, по мере того как в теле накапливается напряжение, в
районах, соотносимых с чакрами, а также в руках и ногах происходит
сильное сокращение групп мышц, вызывающее давление и даже боль.
При продолжении дыхания напряжение мышц, равно как и
карпопедальный спазм (сокращение мышц кистей и ступней), не
увеличивается, а слабеет, и в конце концов человек достигает в высшей
степени спокойного и безмятежного состояния, которому сопутствуют
видения света, чувство любви и сопричастности

считается, что искусство управления своим дыханием ведет к приобретению искусства управления своей жизнью.


ГЛАВА 2. ВСЕ ЦВЕТА РАДУГИ: ПЕРЕЖИВАНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С КУНДАЛИНИ

Состояния и
процессы, наблюдаемые при пробуждении Кундалини, можно разделить на
семь категорий, которые будут описаны далее в этой главе.

1. Праническая активность или крийи: интенсивные непроизвольные
движения тела, дрожь, вибрация, резкие движения и ощущение
электрического тока, покалывания и быстрых течений энергии,
наполняющей тело. Термин крийя в йоге иногда определяют как
способность принимать любую форму

2. Физиологические проблемы: могут включать пробуждение скрытых ранее
заболеваний или псевдозаболеваний, мнимые сердечные заболевания,
желудочно-кишечные расстройства, нарушения в нервной системе, проблемы
с аппетитом и боли в различных частях тела, особенно вдоль
позвоночника и в голове, а также другие нарушения, которые обычно
тяжело диагностировать и лечить.

3. Явления, связанные с йогой: могут непроизвольно возникать йогические
позы (асаны) или положения рук этой же традиции (мудры), которые
человек никогда ранее не видел. В уме могут появляться символические
образы, раздаваться песнопения, слова на санскрите, слоги и разные другие
особые звуки, обычно описываемые в традиционной литературе по йоге.

4. Психологические и эмоциональные сдвиги: возможно усиление любых
неразрешенных психологических тенденций и вопросов, страх смерти или
душевной болезни, перепады настроения и всепоглощающие волны
беспокойства, гнева, вины или подавленности, равно как и глубокого
сострадания, бескорыстной любви и повышенной чувствительности к
настроению других.

5. Внечувственные восприятия: это могут быть зрительные (огни,
символы, образы различных существ, эпизоды из прошлых воплощений,
видения), слуховые (голоса, музыка или отдельные фразы) или
обонятельные явления (например, запах сандалового дерева, духов или
ладана).

6. Парапсихологические феномены: ясновидение, необычные совпадения,
целительские способности и психокинез -- наиболее часто сообщаемые
оккультные явления.

7. Самадхи или сатори: погружение сознания в мистические состояния
единства, покоя, света или энергии; менее интенсивные состояния транса;
спокойствие, радость и волны блаженства, возникающие во время или
после медитации или спонтанно в другое время.


ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕРЕНИЯ ПРОЦЕССА ПРОБУЖДЕНИЯ КУНДАЛИНИ

Все мое тело изменилось -- стучал пульс, сердце колотилось и я
все время была голодна. Но я чувствовала, что вряд ли ем
достаточно, и за одну неделю я потеряла семь фунтов... (Бет)

Каждую ночь на протяжении нескольких недель я обильно потела,
причем настолько, что приходилось менять простыни несколько раз
за ночь... (Джей)

В теле, особенно в правой его части, часто возникали
спазматические движения, которые я не мог контролировать...
(Марк)

Обычно пробуждение Кундалини в первую очередь узнается по необычной
физиологической деятельности организма, которую оно вызывает.

Я сгруппировала праническую активность и физиологические явления,
встречающиеся в литературе и в сообщениях опрошенных жителей
Запада, в шесть категорий -- праническая активность или крийи,
внутренние физические ощущения, визуальные проблемы, изменения в
режиме питания, температурные изменения и симптомы физических
заболеваний или псевдозаболеваний.

Праническая активность (крийи) Непроизвольные подергивания,
дрожь, вибрация, спазмы. Сокращения мышц, особенно ***а, живота
и горла (йогические замки или бандхи). Внезапные
движения рук, ног или головы. Непроизвольные танцы, прыжки или
кружение. Падение или замирание в процессе деятельности,
жесткость в теле. Быстрый бег с головокружительной скоростью.
Подергивание всего тела, когда сильный поток энергии
поднимается внутри начиная с большого пальца ноги, ступни или
основания позвоночника.

Внутренние физические ощущения Ощущения экстаза и блаженства,
средние по интенсивности или сильные, длящиеся несколько минут
или несколько месяцев. Ощущение опьянения, отрешенности, легкое
чувство пребывания вне тела. Впадение в транс, неподвижный
взгляд, устремленный в пространство. Учащение пульса. Ощущение
подключенности к электрической розетке, покалывание, зуд.
Нервная энергия, напряжение, пульсация, иногда сменяющаяся
вялостью. Тошнота, боли в животе. Ощущение, что внутри змея,
особенно что она находится в животе или ползет вверх по
позвоночнику. Боль в груди, словно при сердечном приступе.
Постоянные или временные боли во всем теле, которым нельзя
поставить диагноз. Боли -- ноющие в спине и резкие вдоль
позвоночника. Головные боли, ощущение гудения энергии в голове,
покалывание, зуд, или мурашки по коже головы. Электрические
ощущения в голове, чувство, что вскрывают череп. Онемение
кистей, рук в целом или ступней. Боль или ощущение
электрического покалывания в больших пальцах ног, потемнение
ногтя большого пальца ноги или его отпадение. Интенсивная
сексуальная энергия, спонтанные оргазмы, испытываемые в области
половых органов или описываемые как охватывающие все
тело или мозговые оргазмы. Сосущие ощущения в
области шейки матки; зуд в области промежности. Ощущения,
что тело легкое, как воздух; внетелесные состояния. Чрезвычайно
чувствительный слух -- слышание голосов на большом расстоянии
или соотнесение с каждым тоном цвета. Вибрация и энергия,
выходящие из ушей. Слышание и ощущение глубоких внутренних
звуков. Гиперактивность, за которой следует истощение. Волосы
стоят дыбом. Выпячивание живота, словно при беременности.
Спонтанное наполнение легких воздухом. Вкус сладкого нектара,
текущего сверху в горло (амрита).

***

Врачи-физиотерапевты обычно связывают боль с сопротивлением или сокращением мышц. Облегчение можно получить, если отдаться происходящему процессу и,
расслабившись, вверить себя течению энергии.


Когда мы допускаем, что в мозгу происходит
постоянный биологический процесс, направленный на создание расширенного
состояния сознания... легко увидеть, что проявление высшего состояния
сознания с абсолютной ясностью и точностью не может произойти сразу
же. Как и другие процессы роста, оно должно сопровождаться взлетами и
падениями, противоречиями и искажениями, и станет более плавным и
устойчивым с течением времени любое глубокое изменение
психологического состояния будет сопровождаться изменениями в
человеческом организме и также тонкими или даже вполне различимыми
изменениями в мозге и нервной системе

***

НЕПРОИЗВОЛЬНАЯ ЙОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ



некоторые выполняют мудры, символические жесты
рук, которые передают развертывание Вселенной и конечное свертывание
индивидуального сознания обратно к своему божественному истоку.
Считают, что эти грациозные движения сосредотачивают и успокаивают ум и оказывают значительное влияние на энергетическую систему.

Отношения с Кундалини это, в значительной степени, отношения с
чем-то другим в себе. У того, кто вовлечен в
процесс пробуждения, есть несколько возможностей: изучать йогу и
понять, что с ним происходит; принять все без особых тревог с верою,
что несознательный импульс имеет определенную ценность, или с желанием поиграть в эту игру, если это только игра

Йогическая и тантрическая традиции учат, что определенные звуки
способствуют пробуждению определенных чакр, и что звук Ом или Аум --
это звук-основа Вселенной, содержащий в себе все. Как и наука о дыхании, наука звука и
вибрации составляет краеугольный камень эзотерических практик йоги.

В сурат-шабд-йоге, особое внимание при
обучении направляется на то, как устанавливать связь с внутренним звуком
или светящимся звуковым потоком. Ученику для начала дают
мантру, имеющую особое влияние, и он медитирует на нее,
сосредотачиваясь на центре третьего глаза (шестая чакра). Суть тут
заключается в том, что духовный поток нисходит свыше в третий глаз
и оттуда расходится по всему телу. Путем сосредоточения на этой точке
йоги устанавливают связь с потоком непосредственно, воспринимая там
запредельный свет и звук, что делает необязательной практику йоги,
основанную на контроле праны и ума. При соприкосновении с этой духовной
энергией чувственные потоки автоматически оттягиваются вверх, но
моторные потоки в теле не затрагиваются, так что вход в самадхи и
возвращение обратно становятся более естественными

Запредельный звук и свет, с которыми сливается йог, -- это сущность
божественного духа, так что данный метод считается более прямым путем
к пробуждению, чем те, где внимание фокусируется на Кундалини и
пранических энергиях. Он совершенно не требует придерживаться строгих
физиологических практик, присущих другим школам йоги. Если
запредельные звук и свет есть сущностью божественной энергии, которую
она являет перед преобразованием в физиологической и биологической
системах, вполне естественно будет слышать внутреннюю музыку и звуки в
процессе пробуждения Кундалини, когда эта энергия проникает в третий
глаз и человек приближается к растворению своего отождествления с
телом.


ВИДЕНИЯ И ЗВУКИ -- ГАЛЛЮЦИНАЦИЯ ИЛИ БОЖЕСТВЕННОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО?

Кроме образов божеств и наставников, во время психических сдвигов и
изменений довольно часты сны и видения разрушения. В них могут
присутствовать темы уничтожения самого человека, такие как
расчленение, пытки и смерть; или уничтожения мира в результате
землетрясений, ядерной войны и других катаклизмов. Психиатр
юнгианской ориентации Джон Перри писал, что когда
трансформация внутренней культуры человека не за горами, образ
разрушения мира -- это предвестник перемен.

Энергия, которая была закреплена в структурах бывшего образа
себя и образа мира, в представлениях о том, кто я такой и каков
мир, в котором я живу, огромна. В снах или видениях ядерный
взрыв является частым выражением того огромного количества
психической энергии, которое высвобождается в процессе
обновления, причиняя временные разрушения; хотя природа
человека пытается пробиться на поверхность, он может
чувствовать, что то, что он собой представляет, и то что он
ценит, летит в тартары [].

Перри, который является пионером в использовании новых подходов к
психическим отклонениям, считает, что эти образы служат
признаком кризиса, который способен держать человека в состоянии
страха, пока не будет разрешен. Перри смотрит на этот страх и
сопровождающий его гнев как на факторы, оказывающие биохимическое
влияние на мозг. произведя психические разрушения и вызывающие
беспокойство картины уничтожения, психическая энергия может
воплотиться в совершенно новые формы и видения рождения и новых
миров.

СВЕТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ

Однажды ночью я почувствовала, как энергия поднялась к шее,
закрыла глаза и обратила взгляд внутрь, и я увидела, что
золотая энергия непрерывно кружилась вокруг внутренних органов.
Казалось, она целенаправленно и уверенно движется вокруг
каждого органа, словно зная мою анатомию, и купает меня в
сверкающем сиянии... (Бет)

Иногда я просыпаюсь ночью, и у меня в голове мерцают маленькие
вспышки света, которые, кажется, освещают пространство вокруг
черепа... или же надо мной возникает слабое свечение, которое
проникает в голову, и у которого тонкий белый или слабый
золотистый цвет... (Джей)

Во время медитаций я вижу разные цветные огни. Когда состояние
моего существа сдвигается, я могу видеть вспышки цвета, словно
передо мной темное небо с крошечными дырочками, через которые
проходят светящиеся лучики голубого и пурпурного цвета и
немного расширяются книзу. Иногда весь мир светится... (Роб)

Исходя из моих исследований я прихожу к тому выводу, что
люди сталкиваются не столько с натиском новых проблем, сколько с более интенсивным проявлением тех своих неразрешенных вопросов, которые всегда у них имелись на каком-то уровне.


Духовные учителя говорят, что
именно в это время больше всего нужно опираться на память и видения
картин раннего детства, а также более интенсивно заниматься духовными практиками, каким-то образом сохраняя веру в то, что впереди --
следующий шаг в развитии процесса. Эмоциональные взлеты и падения
можно также рассматривать как колебания между эго и Собой,
которые неизбежны, пока человек не стабилизирует деятельность энергии и сознания, разрушающих известную ему ранее систему. Этой стабилизации способствуют образ жизни, соответствующий потребностям устанавливающегося духовного сознания, решение дремлющих психологических и эмоциональных проблем и следование соответствующим духовным практикам.


По словам Муктананды, видение голубой жемчужины -- самое важное
видение, которое может получить йог. Это божественный свет сознания,
который наполняет каждого, или истинная форма Я, форма Бога, живущего внутри нас.

золотой цвет всегда представляет божественную истину, а особый оттенок
голубого -- духовную силу. Желтый служит признаком того, что ум
становится живее и стремится к золотому свету истины. Оранжевый или
красно-золотой обычно -- цвет высших сил, когда они присутствуют в
физическом существе, но оранжевый также -- цвет оккультного знания, а
малиновый обозначает свет любви в физическом теле. (Парадоксально, что
оранжево-красный цвет также часто ассоциируется с муладхарой, самой
нижней чакрой).
Некоторые оттенки зеленого ассоциируются с жизнью и
сильным действием жизненной силы, а также с эмоциональной жизнью.
Зеленый может быть связан с работой и действием, а также может
обозначать эмоциональную щедрость, деятельность, за которой стоит
мощная жизненная сила, или силу здоровья. Фиолетовый свет обозначает
божественное сострадание, а также может предполагать приток
божественного милосердия, в то время как пурпурный -- это цвет
жизненных сил, а голубой с красным отливом может представлять
интуитивный ум. Белый цвет указывает на божественное сознание, в
котором все остальное содержится и проявляется, а также может
обозначать силу очищения.


Ауробиндо также указывает, что образы солнца -- это символы
концентрированного света правды, постигаемого непосредственно. Красное
солнце обозначает, что истинное, просвещенное физическое сознание
заменит неясное и невежественное физическое сознание, в котором обычно
живут люди. Луна обозначает духовное сознание, а также может
обозначать поток блаженства. Видения звезд служат обещанием света или
грядущих изменений в сознании. Волны цветов
обозначают динамический поток сил, ринувшихся в сознание. Видения
зари всегда обозначают какое-то открытие -- нечто, еще не в
полной мере присутствующее в сознании,

Ауробиндо также писал в Жизни Божественной более подробно о
свете как преобразующем элементе сознания, указывая, что тот, кто
успокоил ум и сердце, жизнь и тело, может открыться могущественному
нисходящему потоку света, который активирует сверкающую внутреннюю
силу преображения. Он называл эту силу озаренным Умом, в котором
чистота духовного разума перекрывается ярким блеском и озарением
духа, который с собой приносит пылкий жар понимания и
восторженный экстаз знания. Ауробиндо писал, что этот опыт обычно
сопровождается нисходящим потоком внутренне видимого
света.

Не важно, что написано. Важно - как понято.

3

Re: Энергии трансформации. Путеводитель по кундалини

Основная черта процесса просветления заключается, по-видимому,
в том, что человек ощущает, чувствует и знает, что его тело,
сердце и ум наполняются, обычно свыше внутренним
светом духовной природы. Во многих случаях просветления тела
нисходящий свыше света -- это буквальное, непосредственное
восприятие; и в некоторых методиках световой йоги, как замечено,
световая энергия проводится в тело сверху

Озарение, в конечном счете, должно быть озарением всего ума и тела. Оно может
произойти в теле, которое испускает свет, на некоторых стадиях может
сопровождаться словами световых существ или возникнуть вместе с
слиянием со светом.

Когда я закрыл глаза и взглянул внутрь, я обнаружил, что
весь позвоночник полый внутри и что его хорошо видно. По нему
текла красная струя, соединяя основание позвоночника с
Брахма-рандхрой (в макушке), и в месте кобры, которая возникала
из Брахма-рандхры... была привлекательная фигура голубого
Господа Кришны

Выполняя шошутен (даосская методика для циркуляции энергии
в верхней части тела), я видел внутреннюю часть сушумны и
сияние сахасрары и двух или трёх других чакр. После того, как я
прозанимался йогой полгода или год, сверкающий золотой свет
начал входить в моё тело и покидать его через макушку, и я
чувствовал, что верхняя часть головы выходила на
десять-двадцать сантиметров в астральный план, но в физическом
измерении.

Я видел нечто, выглядевшее как голова Будды, оно
было мерцающего пурпурного и синего цвета и находилось сверху
на моей голове. Через ворота на макушке головы Будды внутрь и
наружу струился бело-золотой свет. Постепенно я терял ощущение
своего тела, но сохранял ясное сознание, сверхсознание...


Движение Кундалини поддерживается и укрепляется занятиями духовными практиками (особенно медитацией), здоровым образом жизни, уважением и посвящением божественному, физическими упражнениями и определёнными видами массажа тела.

"Это не физическая, но тонкая биологическая энергия, которая улавливает вибрации ума и
передаёт их нервам и нервным сплетениям, а также (несёт) физические
вибрации в ум. Контролируя ум, можно контролировать прану и,
контролируя прану, можно контролировать ум".

Причинное тело на санскрите называется анандамайя коша, или
оболочка блаженства.

ТЕОРИЯ ТОНКОГО ТЕЛА И КУНДАЛИНИ

оболочка тела образуется пищей, употребляемой родителями, и только пищей и поддерживаются его силы.
Оболочка жизненного воздуха (пранамайя) оживляет физическое тело,
давая ему силу, приводя в действие различный чувства, давая им
возможность выполнять их функции. Оболочка ума -- это то, что
отождествляет себя с телом и считает, что имеет собственность,
отношения с другими, и т.д. Она подвержена переменчивым страстям и
преходящим настроениям и желаниям. Оболочка разума -- это
отражение Высшего Разума, но она находится в состоянии сна. При
пробуждении "она заполняет тело до кончиков пальцев... она --
исполнитель всех поступков, обладающий способностью познания".
Анандамайя, оболочка удовольствия, олицетворяет ум, направленный
внутрь, что есть отражением ананды или блаженства. Это не Я, потому
что она существует только в определённое время, и имеет форму тела.
Это лишь видоизменённое блаженство Атмана (Божественного Я) так же, как аннамайя -- видоизменённая пища.

Анандамурти называл пять оболочек или кош "клетками ума" и
связывал их с деятельностью чакр. Он писал: "Совершенная во всех
отношениях садхана (духовная практика) -- это длительное усилие,
направленное на полное отождествление каждой коши с Внутренним Я.
...чем больше вперёд садхак (последователь духовных практик)
продвигается в садхане, тем больше контроля все высшими и высшими
кошами над чакрами и наклонностями он достигает". Он утверждал,
что точка контроля каждой коши или клетки находится в аджна чакре
(расположенной в центре лба между бровями), и что при помощи грубых
нервов коша контролируют различные чакры а также определяемые ими
наклонности.

С тем, как усиливается контроль над кошами посредством
следования духовным практикам, органы тела становятся более послушными и управляемыми, а когда достигается контроль над умом и органами, человек становится менее подверженным внешним влияниям, суетности, инертности и предрассудкам


Брахмагрантхи является первой точкой,
через которую должна пройти Кундалини перед тем, как будет пройдена
муладхара чакра (у основания позвоночника); Вишнугрантхи находится
между манипура (в животе) и анахата (возле сердца) чакрами; и
Рудрагрантхи расположен между вишуддха (в горле) и аджна чакрами (на
лбу между глазами). В йоге они олицетворяют три уровня сознания или
три вида бремени, от которых нужно освободиться. При прохождении
через Брахмагрантхи исчезает физический уровень или ложное
отождествление с телом, уничтожая отождествление с физическими,
эмоциональными и чувственными интересами. Человек начинает приобретать
целостность.

Так как этот грантхи -- первый узел, через который нужно
пройти при пробуждении Кундалини, это действие может быть ответственно
за хаотические физические и эмоциональные проявления, которые могут
возникнуть на ранних стадиях процесса пробуждения. Когда пронизывается
Вишнугрантхи, или ментальный узел, человек устанавливает контроль над
тонким телом, освобождаясь от отождествления с умом, включающим
желания и мысленные колебания. Человек постигает существование принципа
жизни вселенной. Когда проходится духовный центр Рудрагрантхи, человек
полностью избавляется от невежества и достигает Себя, погружаясь в вечное
состояние блаженства.

Эти прохождения сопровождаются глубокими сдвигами в сознании и
жизненной ориентации и соотносятся с несколькими этапами просветления
или "кеншо", описанного в литературе йоги и Дзен. Они представляют
собой полное изменение сознания. Согласно космологии йоги, наше
отождествление с телом как "собой" -- это последняя привязанность,
которая возникает, когда мы входим в физическую форму, теряя при этом
соприкосновение с космическим осознанием; более тонким является наше
отождествление типа "я не тело, но существо сознательное" --
осознание, присущее тонкому телу, которое есть уровень сознания,
получаемый человеком до физического воплощения. Ему же предшествовало
бесформенное состояние слияния, где не было разделения, а только
потенциальные возможности. Таким образом, когда мы стремимся к всё
высшему уровню самадхи, мы стремимся вернуться в состояние
нераздельности.


ЧАКРЫ Муладхара

Расположенная почти у самого конца позвоночника, касающаяся ***а и
яичек, эта чакра обозначается как четырёхлепестковый
лотос, лепестки которого олицетворяют высшее счастье, врождённое
блаженство, блаженство единения и блаженство смелости и силы. Она
считается отражением чакры макушки на физическом уровне, и поэтому её
лепестки несут блаженство. Природа этой чакры идентична с Брахманом,
созидательным принципом вселенной. Мы можем предположить, что она
сохраняет материальную форму тела и что в основе её скрыты изначальная
история и потенциалы эволюции человека. Это фундамент и опора
организма, и от её нормального функционирования зависят его
безопасность и самосохранность.

Этой чакре отвечают элемент земля, оранжево-красный цвет и танматра (или чувство) обоняния.
Слон с чёрной полосой вокруг шеи является её символом и представляет земные
качества: силу, твёрдость, устойчивость и поддержку; эти же качества
олицетворяет жёлтый квадрат, вписанный в круг янтры или ***лы,
изображающей эту чакру. В ней также есть треугольник, который
называется трипура и представляет волю, знание и действие.

Муладхара влияет на прямую кишку, почки, накопление спермы и на
половые органы, а также на кости, кожу, мышцы, нервы и волосы. С ней
связано возникновение таких физиологических расстройств как заболевания простаты. Она связана с чувством обоняния и её вибрации вызывают расширение или сокращение лёгких.

Медитация над этой чакрой устанавливает контроль над привязанностями к роскоши, лжи,
гордыне, зависти и самовлюблённости. Пандит говорил, что муладхара
управляет физическими или подсознательными движениями или импульсами.
В янтре (символическом изображении чакры) есть кроваво-красный
треугольник огня, который раздувает кандарпа вайю, причину
сексуального возбуждения, важного для воспроизведения человеческого
рода. Мотояма писал, что когда эта чакра пробуждается, она освобождает
подавленные эмоции взрывообразно, что может привести к появлению
чрезвычайной раздражительности и психологической неустойчивости у
человека, нарушению режима сна, возбудимости, болтливости и
вспыльчивости.

именно здесь -- место слияния сушумны (нади, несущей
поток жизни), Ваджра Нади (нади, несущей электрический поток) и Брахма
Нади (звуковой поток или поток духа). Это объясняет, почему три
разные методики могут пробудить Кундалини: использование дыхания
(потока жизни) и направление его потока по сушумне, отвлечение
чувств (пратьяхара), которое является отводом праны, и
концентрация их в основании позвоночника, что влияет на
электрический поток, а также декламация мантр или повторение
определённых звуков, воздействующих на звуковой поток.

Это также объясняет взаимосвязь нескольких явлений, сопровождающих пробуждение
Кундалини: ощущение тока энергий, напоминающих электричество, выбросы
пранической энергии и спонтанное произнесение определённых звуков.


Свадхиштхана

Расположенная немного выше муладхары и у основания полового органа,
или в центре области поясницы, эта чакра ассоциируется с покорением
воды, символами её являются полумесяц и бог Вишну, питающий принцип
вселенной. Цвет её обычно считается красным или алым, а иногда --
белым. Ракини Шакти, богиня тёмно-синего цвета с тремя красными
глазами и четырьмя руками, из носа которой течёт кровь, несёт энергию
этой чакры. У неё в руках трезубец, лотос, барабан и резец.
Светло-серое или зелёное морское чудовище, напоминающее крокодила, --
животный символ чакры, он олицетворяет господство над морем и
указывает на связь с бессознательным. Медитируя над этой чакрой,
человек побеждает стихии.

У неё шесть лепестков, которые олицетворяют ментальные качества
пренебрежения, нечувствительности, доверчивости, подозрительности,
стремления к разрушению и жестокости, а также представляет шесть
нервов, связанных с толстым кишечником, прямой кишкой, почками,
мочевым пузырём, половыми органами и яичками. Эта чакра способствует
обращению жидких веществ в организме, их сохранению и питанию; она
также считается центром гетеросексуальной направленности человека.

Мишра писал, что эта чакра контролирует, управляет и питает ноги.
Сосредотачиваясь на ней, человек чувствует магнетическую пульсацию,
циркуляцию и вибрацию, и может избавиться от всех неприятных ощущений,
болей и болезней в ногах. Другие состояния, связанные с деятельностью
этой чакры, включают сексуальные проблемы, заболевания почек и
мочевого пузыря. Медитируя над ней, человек освобождается от
эгоистических чувств, мелких импульсов и желаний. Развиваются
невозмутимость и безмятежность ума.

С нормальным функционированием свадхиштханы связывают чувство уверенности в себе и благополучие, а с расстройствами в её работе -- разочарование, пристрастия и
беспокойства. Эта чакра также связана с чувством вкуса и языком.
Согласно некоторым тантрам, чтобы овладеть ею, человек так должен
овладеть языком, чтобы ум думал ни о чём другом, кроме Бога, и чтобы
язык не мог произносить ничего, кроме слов во славу Бога. В некоторых
тантрических культах для установления контроля над языком применяются
специальные методики, оттягивание его к задней части горла и часто
слабое надрезание на протяжении длительного периода времени.


Манипура

Расположенная над свадхиштханой напротив пупка, манипура ассоциируется
с Рудрой, богом, который раздаёт блага и порождает страх, олицетворяя
разрушительный принцип вселенной (мир ума). Богиню Лакини Шакти,
одетую в жёлтые одежды, называют благодетельницей вселенной, и в одном
из текстов описывается, что она любит мясо животных, грудь её покрыта
кровью, а с губ капает жир. Животный символ -- баран, животное,
приносимое в жертву, которое олицетворяет потребность жертвовать
пристрастиями, импульсивными побуждениями и другими сильными эмоциями.

Концентрация над манипурой приносит постижение калы, или вечного
времени. Может быть, к этому уровню открытости можно приурочить
возвращение воспоминаний о других жизнях или состояния, которые уносят
людей за границы осознания, созданные временем. Эта чакра также
ассоциируется с контролем над жаром и руководит агни, огненным
началом, которое, как считается, управляет необузданными движениями
существа и пищеварительной системой. Манипура контролирует внутренние
органы живота, в частности функционирование желудка, печени и толстого
кишечника, и связана с участком центральной нервной системы,
расположенным над поясничным отделом. Некоторые говорят, что,
сосредоточивая внимание на этом центре, можно излечить болезни брюшных
органов, особенно если медитировать над красным цветом в нём.
Владение этой чакрой обозначает владение тонкими стихиями.

Десять лепестков, которые несут качества стыда, вероломства, зависти,
желания, сонливости, уныния, суетности, заблуждения, отвращения и
страха, составляют эту чакру. Однако, согласно одному из тантрических
текстов, когда йог медитирует над этой чакрой и произносит мула
мантру, он всегда пребывает в хорошем расположении духа и болезни не
могут проникнуть в его/её тело. Такой йог может входить в тела других
и видеть сиддх (святых и учителей йоги), может на взгляд определять
качества материальных объектов и видеть предметы под землёй. Ясно,
почему эта чакра так часто ассоциируется с достижением власти и
нахождением хорошего места в мире. Это также область хары, на которой
сосредотачивается внимание во время некоторых медитаций дзен. Такая
концентрация порождает чувство стабильности и устойчивости в существе,
когда упомянутые выше качества принимаются, над ними устанавливается
контроль и они превосходятся.

Открытие этой чакры требует участия глаз и такого контроля за их
движениями, чтобы они ни на миг не отрывались от центра,
расположенного между бровями.

Анахата

Местоположение чакры сердца обычно указывается напротив центральной
линии, проходящей между сосками, но иногда его перемещают немного
вправо от грудины, хотя не прямо над сердцем. Она ассоциируется с
покорением элемента воздуха, также как с сердцем и с нада, звуком
космического сознания. Медитируя над этим центром, можно
почувствовать, как энергия течёт по всей нервной системе, словно она
наполнена магнетизмом. Много традиций духовного развития подчёркивают
важность чакры сердца как чакры, которую нужно пробудить в первую
очередь, чтобы испытать духовное пробуждение, так как именно здесь
сливаются энергии нижнего и верхнего уровней сознания, что
символизируют два пересекающихся треугольника. Кроме того, что анахата
соединяет энергии разных чакр, она ещё соединяет и левую и правую
стороны тела, качества инь и ян. Эти две связанные формы образуют
крест, который символически олицетворяет объединение этих полюсов.

Иша -- бог этой чакры, он сидит на чёрной антилопе или газели, что
символизирует быстроту и лёгкость воздуха. Иша -- это высший Бог,
наделённый полной йогической силой, всезнающий и вездесущий. Он белый
и символизирует чистоту, у него три глаза, третий представляет знание
самадхи. Когда при медитации возникает его форма, исчезают страхи и
усиливается концентрация.

Образы янтры чакры сердца включают пересекающиеся треугольники, внутри
которых находится яркое золотое существо и Какини Шакти, богиня цвета
молнии, которая излучает свет и радость. Какини называют
хранительницей дверей анахаты, и, медитируя над ней, человек учится
стабилизировать прану и удалять препятствия на пути к Иша. Когда
богиня красная, это обозначает, что сила её используется для
контролирования пранической энергией; когда она белая, она является
Иша-сознанием.

Двенадцать лепестков алого цвета, связанных с анахатой,
олицетворяют ожидание, волнение, старание, привязанность, лицемерие,
слабость, эгоизм, разделение, алчность, мошенничество, нерешительность
и сожаление. Медитация над этой чакрой приносит владение звуком, а
когда при медитации произносить мула мантру, повышается готовность к
постижению Бога, так как человек приобретает контроль над чувствами, в
частности, уменьшая ощущение осязания. Тогда, как говорится, ни одно
желание не останется невыполненным -- тогда человек навсегда
погрузится в состояние блаженства.

Если посмотреть с другой точки зрения, то можно предположить, что,
освобождаясь от привязанности ко всему "сердечных" желаний
(как свидетельствуют качества, воплощённые в лепестках), человек
обретает способность отвлекать чувства от всего мирского и таким
образом обретать состояние блаженства сперва на короткие периоды, а
потом -- и навсегда. Моя работа с Кундалини я привела меня к
убеждению, что именно эти желания и привязанности, ожидания и эмоции
сердца перекрывают естественное течение блаженства, когда оно
пробуждено, и что взлёты и падения настроения, которые часто
сопровождают процесс пробуждения Кундалини, в первую очередь можно
отнести на счёт деятельности этой чакры.

Качества сострадания, приятия и безусловной любви являются признаками
сбалансированного функционирования этой чакры. Равнодушие, пассивность
и печаль -- признаки нарушения баланса. Некоторые авторы связывают с
чакрой сердца артриты и проблемы с дыхательными путями, а также
сердечно-сосудистые заболевания и гипертонию.

Открытие этой чакры считается выполнимым при помощи кожи, то есть,
нужно превзойти чувство осязания, что делается достижением контроля
над чувственным восприятием посредством кумбхаки (задержки дыхания).
Распространёнными способами открытия энергии анахаты является
медитация над ней с одновременным представлением света или
вдыхания в неё и выдыхания из неё воздуха. Боли и движения незнакомой
энергии в области сердца часто фигурируют в сообщениях людей,
пробудивших энергию Кундалини.


Вишуддха

Расположенный в горле лотос вишуддхи -- серый или серебристый (а
иногда дымчато-пурпурный) и имеет шестнадцать лепестков. Они содержат
семь музыкальных нот, яд и нектар и семь "призывов", которые
используются для придания себе решимости, для
благословения и восславления. Эта чакра
также связывается с покорением эфирного состояния вещества
(пространства). С этой чакрой обычно связывают творческую деятельность
и вдохновение, и также получение наставлений, особенно при
контакте с внутренним неисчерпаемым источником "благодати".
Человек начинает чувствовать, что внутренние дающий и берущий -- это
одно и то же. Чтобы наполнить энергией эту чакру, можно использовать
такие методики посвящения как ритуал, молитва, пение и звуковые
вибрации.

Бог этой чакры -- Шива в наполовину мужской, наполовину женской форме
, он сидит на белом слоне, и с ним -- четверорукая
жёлтая Шакини Шакти (богиня). Он овладел разнообразными знаниями. Она правит в царстве луны.

Вишуддха контролирует обе руки и является центром пратьяхары или
отвлечения чувств. Когда человек сосредотачивает здесь внимание, он
теряет чувствительность рук к жаре, холоду, боли, давлению,
прикосновению и температуре. Тантры говорят, что инструментами этой
чакры являются уши, ими пользуются так, что шум мира не отвлекает, и
слышен только один звук: либо нада (звук Ом меньшей интенсивности) или имя бога. Медитация над этой чакрой приводит человека к порогу
великого освобождения.


Аджна

Расположенная над переносицей между бровями аджна является источником
двух нервных потоков, один из которых проходит через глаза, а другой
-- через средний мозг. Здесь встречаются три главные нади (сушумна,
ида и пингала). Способность созидать и достигать порождаются мысленными
волнами, исходящими из этой точки. Эта чакра управляет внутренним
видением и динамической деятельностью воли и знания. Этот "третий
глаз" во многих культурах ассоциируется со светом, внутренним
знанием, интуицией и медиумическими способностями. Открытие этих
способностей включает интеграцию как интеллектуального, так и
эмоционального полюсов. когда пробуждённая
Кундалини достигает этой чакры, сознание преображается.

Богиня аджны -- это шестилицая и шестирукая Хакини Шакти, она
олицетворяет пять принципов, сосредоточенных в нижних чакрах, и дары
аджна чакры. Когда цвет её описывают как красный, значит, знание
Кундалини полностью пробуждено; когда она белая, она представляет
состояние покоя; когда она тёмно-синяя, она на грани перехода в
бесформенное состояние. Когда её видят в сочетании белого, красного и
чёрного цветов, она демонстрирует смешение трёх гун: саттвы
(гармоничного сознания), раджаса (активности) и тамаса (инерции).

Медитация над этим центром приносит видения высшей истины,
йогические силы, освобождение от всех санскар и в конечном итоге --
мудрость Я, высшее знание. Это центр индивидуального сознания, которое
посредством пратьяхары может быть расширено до всеобщего. На
аджну часто ссылаются как на руководящую всеми другими чакрами, и
некоторые йоги советуют выполнять концентрацию только на ней, или в
первую очередь на ней перед тем, как пробуждать энергии в остальных
центрах. Так может быть оказано воздействие на развитие качеств,
присущих всем предшествующим чакрам и так ученик может достичь
состояния недвойственного осознания. Считается, что невозможно
полностью овладеть нижними чакрами до того, как будет пробуждена
аджна.


Сахасрара

Согласно некоторым текстам, сахасрара расположена у макушки
в головном мозге; другие же считают, что она находится над физическим
телом и тождественной Парабрахме, высшему создателю. Самадхи, ощущаемая через эту чакру, является
полным слиянием с существованием, без пределов эго-сознания в
теле.

Парабрахма управляет этим центром, символизируемым треугольником
сознания (который называется Виджа), это ещё одно название
божественной сущности сат, чит и ананды. Он представляет преодоление
препятствий и слияние с пустотой или высший свет вне формы, состояние,
которое, согласно большинству йогических священных книг и святых,
человек не в силах описать.

Медитируя здесь, согласно Бозе и Халдору, человек пересекает границы
созидания, сохранения и разрушения и может вкусить сладкий нектар
(амрита), текущий непрерывным потоком из сахасрары. Человек
освобождается, все санскары разрушаются, и тогда он не подвластен ни
рождению, ни смерти. На этом этапе пробуждения навсегда исчезает
индивидуальное отождествление и человек отождествляется с высшим
сознанием.

Не важно, что написано. Важно - как понято.